Советский народ в СССР – что это такое? Единство наций?

Добрый день, дорогие домоседы. Что такое советский народ? Национальное и националистическое, национальное и общечеловеческое – взаимосвязь этих понятий, поиски путей сочетания национальных и интернациональных интересов воспринимаются ныне едва ли не как самые актуальные проблемы повседневной жизни.

Шурик из СССР.

Между тем совсем недавно некоторые из обществоведов придерживались упрощенных представлений о характере национальных отношений при Советском Союзе. Согласно этим представлениям, строительство социализма, породив новую социальную и интернациональную общность — советский народ, чуть ли не автоматически сняло всякие национальные проблемы.

Где-где, а уж в этой сфере — сплошная гармония. И если в том или ином регионе в эту «идиллию» диссонансом врывались разного рода коллизии, националистические или шовинистические проявления, то это пытались объяснить либо случайными отклонениями под воздействием отравленной западной идеологии, либо проклятыми пережитками прошлого.

Советский народ в СССР – что это такое? Единство наций?

Что такое советский народ

Как же правильно толковать завоевание социалистического строительства — образование советского народа? Сегодня в печати появляются утверждения, будто советский народ — это вымысел застойных лет. С другой стороны, кое-кому эта общность представляется зародышем единой, советской нации.

Социальная однотипность наций — бесспорный результат развития.

Каждая советская нация, народность включала в свой состав более или менее развитые в количественном и качественном отношении отряды рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Все они были заняты в едином народнохозяйственном комплексе страны.

Было бы неверно, исходя из некоторых формальных аналогий (общность территории, экономической и культурной жизни), отождествлять советский народ с какой-то новой нацией или «супернацией».

Все нации и народности продолжали свое развитие. Но не сами по себе, а как часть сложившегося и продолжающегося консолидироваться советского народа вплоть до развала СССР.

Развитие общесоветского сознания никогда не характеризовало все слои советского общества. Кое-кому оно представлялось противоречащим национальным чувствам; между тем вполне естественно, что граждане той страны, считая себя русскими, украинцами, казахами, латышами, армянами, якутами в то же время вполне естественно говорили: «Я советский человек!».

В условиях интернационализации всей советской жизни укрепились общие черты в духовном облике, образе жизни народов СССР, которые находились в единстве с национальными особенностями.

Помощь всегда рядом!

Социально-политическое единство

Советский народ — это социально-политическое, а не этническое единство. Каков смысл употребления понятия «советский народ»?

В плане идейно-политическом категория «советский народ» как бы расширяет горизонты социалистического строительства. Каждый гражданин многонациональной страны приучается думать не только о своей нации, а об интересах всех социалистических наций и народностей. И, значит, подходить к любому вопросу не с позиций узконациональных, а с позиций общегосударственных.

Осознание своей сопричастности к труду и помыслам всего советского народа, умение мыслить общегосударственными категориями и пресекать любое проявление ведомственности или местничества — вот в чем идейный заряд этого понятия.

Теоретический вопрос

Теперь о теоретической стороне вопроса. До выдвижения положения, о советском народе как новой исторической общности в теоретической литературе, пожалуй, имелся заметный пробел.

Было не ясно, каким образом от этапа расцвета социалистических наций и, стало быть, поддержки и укрепления национальных культур, национальных традиций строй перейдет, в конечном счете, ко все более интенсивному процессу интернационализации общественной жизни. Который, разумеется, в далекой перспективе должен был означать и стирание национальных различий.

Диалектика перехода от расцвета социалистических наций в конечном счете к стиранию национальных различий и образованию интернационального сообщества, не знающего национальных перегородок, «механизм» этого перехода мало разработан в литературе.

Теперь можно более определенно сказать об общем направлении этого процесса. Еще до того, как развернется интенсивный процесс стирания национальных различий, который завершается отмиранием государства, человечеству, видимо, суждено пройти через широкие социальные и интернациональные общности.

Богатство общего, интернационального состоит в том, что оно синтезирует в себе своеобразие особенного, национального. Следовательно, свободное выявление прогрессивных традиций, национальных чувств — не препятствие, а, наоборот, одно из условий все более полнокровной и интенсивной жизни народов. Неверна попытка представить национальный фактор в виде некоего рудимента, помехи на пути общественного развития.

Или социально-классовые, или национальные — к такому метафизическому выводу вели подобные рассуждения. Об интернационализации нередко говорилось как об унификации всего и вся. В результате чего этот многогранный плодотворный процесс изображался безжизненной абстракцией.

При таком подходе, если речь шла о развитии русского языка как языка межнационального общения, то упускались из виду процессы развития национальных языков, и наоборот. Говоря об общенациональной, общесоветской гордости, забывали о национальной гордости народов страны.

Интернациональное единство

Была цель — интернациональное единство, но не голое, безжизненное, а полнокровное и динамичное единство в многообразии, которое опиралось бы на постоянно крепнущий добровольный союз народов.

В нем нет и не может быть наций передовых и отсталых, привилегированных и ущемленных в своих правах. Социализм исходил из равноценности народов и необходимости создания для каждого необходимых условий для всестороннего развития, самовыражения и самоутверждения. И вместе с тем для равноправного сотрудничества, взаимного обмена духовными ценностями и таким путем укрепления братского единства наций и народностей.

Нации и народности с их языками, культурами, разнообразными характерами и традициями, духовными ценностями и интересами были реальной формой социального бытия.

Вместе с тем шел объективный процесс интернационализации общественной жизни. Советский народ сталкивался с ростом национального самосознания. Бурный рост национальных чувств и рост интернационализации общественной жизни — очевидное противоречие.

Но вместе с тем — реальная социалистическая действительность, потому что социально-экономический прогресс всех наций вызвал одновременно и укрепление национальных чувств.

Важно было добиваться правильного, адекватного отношения к национальным чувствам и вместе с уважением к ним вовлекать в орбиту сближения наций, в орбиту укрепления интернационализма, чтобы не позволить национальному сознанию развиваться односторонне.

С другой стороны, недопустимо было оставлять без внимания те сорняки, которые засоряли эту живую поросль. Об этом говорят и события вокруг Нагорного Карабаха, которые остаются раной в сердце братских народов до сих пор — армян и азербайджанцев. Сложные процессы в республиках Прибалтики.

Со всей силой проявилась опасность стихийного, неуправляемого развития событий в сфере национальных отношений, которая становилась все более взрывоопасной, обнаружилась несостоятельность прежнего «лозунгового интернационализма» части местных руководителей, их неумения занять принципиальную позицию.

Советский народ в цифрах

Данные на 1979 год по национальностям:

Советский народ в СССР национальности.

В СССР более 60 миллионов человек, то есть свыше 20 % всех жителей страны, составляли лица, не относящиеся к местным национальностям союзных и автономных республик. В ряде республик удельный вес этих групп населения приближался к 50 %, а в Казахстане — превышал удельный вес народа, давшего название республике.

Взаимодействие общегосударственных и национальных интересов развивались сложно, а порою и противоречиво. Это касалось, например, языковых процессов.

Национально-русское двуязычие было главным направлением языкового развития в Советской стране. Для 93,1 % советских людей родным являлся язык их национальности. Неуклонно росло и число лиц, знающих русский язык: 82 % советских людей заявили о свободном знании русского языка. Это означает, что около 40 % нерусского населения страны русским языком не владело.

Кое-где наблюдалось снижение числа знающих и изучающих национальный язык. Естественно, что это беспокоило интеллигенцию, писателей. В последние месяцы существования СССР в ряде республик язык нации, давшей им название, был объявлен государственным. То есть обязательным в сфере делопроизводства, образования и т. д.

Жизнь показывает, что такие ситуации в республиках возникают, как правило, тогда, когда к их социально-экономическим проблемам:

  • нарушения в снабжении населения продовольствием и другими товарами,
  • распространение коррупции и спекуляции,
  • обострение экологической ситуации и т. д.)

добавляются, проблемы межнациональных отношений:

  • Нарушается пропорциональность представительства местного и многонационального населения при решении кадровых вопросов, при поступлении в вузы;
  • допускается социальная несправедливость по отношению к инонациональному населению, не удовлетворяются запросы населения в сфере культуры;
  • языка;
  • допускаются отступления от классовой оценки исторического прошлого, явлений культуры и т. д.

Что такое советский народ мы объяснили. Послушайте старые мелодии, звучавшие в телепередачах СССР.

Удачи и успехов всем! :)

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сосед-Домосед читают 7356 чел. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

banner