Прощеное воскресенье — что за день такой?

Прощеное воскресенье — что за день такой? Есть в нашей стране давно сложившийся обычай – за сорок дней до Пасхи просить друг у друга прощения. Ещё в старые времена на Руси ходили сначала исповедоваться своему священнику и просить отпущения грехов, затем шли на кладбище, где покоились родные и знакомые, оставляли у могил блины и склонялись в молитве над прахом усопших.

В семьях в обязательном порядке все должны были помириться до наступления ночи – дети просили прощения у родителей, а прислуга – у господ. Стоит отметить, что сами господа не стыдились попросить прощения в этот праздник у прислуги, и даже считали это своим священным долгом.

Так было принято на территории всего нашего государства.

Прощеное воскресенье — что за день такой?

В этот раз Прощеное воскресенье 2015 выпадает на 22 февраля. Этот день считается последним перед Великим постом. По христианским канонам считается, что каждый православный должен попросить прощения за свои деяния, чтобы к посту очиститься душой, сосредоточиться на своей духовной составляющей и с легким сердцем встретить следующий праздник – день Воскресения Христова, или светлый праздник Пасхи.

Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье знаменует собой последний день, когда можно употреблять обычную пищу. На эту тему даже есть русская пословица, которая гласит «Не все коту Масленица». И у неё есть своё обоснование. Сразу после Масленицы начинается пост, а с ним и жизнь, полная строгого воздержания.

В дни поста, пока не отслушаешь заутреню, нельзя употреблять даже воду. В первые три дня нельзя есть вареного. Разрешается отведать сухой еды, соленых огурцов, грибов, квашеной капусты, хрена и редьки. На четвертый день начинают готовить пищу из вареных овощей без постного масла.

Последний день Масленицы в храмах и церквях на вечернем богослужении знаменуется чином прощения. На службе принято петь песнопения Пасхи, например «Воскресения день». Они напоминают православным о том, что пост – это приготовление к Пасхе, и она уже совсем скоро.

Появление чина прощения относят к жизни египетских монахов. У них считалось, что для правильного приготовления к светлому празднику Пасхи и вознесения молитв необходимо разойтись по одному в пустыне на весь срок поста, составляющий 40 дней. Разумно предположить, что возвращались из пустыни не все.

Выжить в таких жестоких условиях среди диких зверей удавалось немногим, пустыня сулила гибель путнику. Вполне понятно, что расходясь с планами на встречу только в праздник Пасхи, монахи прощались, как в последний раз, прося прощения за все обиды и искренне прощая других. Каждый из них в этот день понимал, что следующей встречи может и не произойти.

Отсюда появился чин прощения, чтобы примириться и быть прощенным со всеми, а, значит, и с Богом.

Постепенно эта традиция укоренилась в богослужении всей Христианской Церкви. К примеру, до революции существовало негласное правило о том, чтобы царь наравне со всеми просил прощения у своих подданных. Для этого он ездил в расквартированные в столице полки и просил прощения у солдат. Точно так же он ездил в монастыри, прося прощения у братии, и посещал архиереев с той же целью.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напоминает о том, что в этот день по древней традиции православные, поклонившись, от всего сердца прощают друг другу взаимные обиды и любые прегрешения. Это необходимо, чтобы жить с Господом, пребывая на земле.

Каждый желает себе вечного спасения. Для этого нужно очистить своё сердце от обид, взаимных упреков, неприязни и осуждения и открыть его для мира – драгоценного священного блага, которое дарует Спаситель.

В этот день нужно попросить прощения у всех, кого вы могли невольно обидеть, и ещё суметь искренне простить тех, кто обидел вас. Ибо теряется смысл Великого Поста. Оставляя в своем сердце хоть толику обиды на ближнего своего или зло и недоброжелательность к брату, человек отвергает главный принцип церковного обряда, и Господь не примет его молитв и земных поклонов.

Но перед тем как просить прощение друг у друга, нам надобно испросить прощение у Господа Бога нашего, за то, что отвечали ему сухой неблагодарностью, и за мучения Его на горе Голгофе, и за его кончину священную, претерпленные им во имя искупления грехов наших. За то, что так ничтожно мало любим Его.

День этот является воспоминанием Церкви о страшной беде, приключившейся с родом человеческим на заре его существования – изгнание его, заключенного в образе всеобщего прародителя нашего, имя которому Адам, от лика Господнего, выдворение Адама из рая. Проходя по долине уныния и пролитых слёз, изгнанник был принят землей, чтобы следуя Божьей заповеди, чтобы обливаясь потами добыть хлеб насущный свой, чтобы было больно и печально, заливаясь слезами, рожать и воспитывать отроков своих, чтобы ощутить вкус горьких плодов непослушания своего.

И рыдал Адам о случившемся с ним, о том, как оступился он, согрешил и просит теперь молитвою прощения. Из-за первого грешника Адама по сей день род людской скорбит и воздыхает о том, что не быть теперь счастью никогда.

А всё человечество, измученное и уставшее, рыдает от того, что не знает в каком же направлении теперь ему идти, от того, что душа ничем не прикрыта от невзгод мирских, от того, что жизнь потеряла всякий смысл и радость.

Ничто уже на Земле не сможет скрасить нашу жизнь так, чтобы ощутили люди прекрасное и настоящее чудо жизни, а не его искусственные образы и пародии, созданные самими же «человеками».

Но каждый из нас – это изгнанное племя. Райская жизнь уже недостижима, а чем больше проходит времени с момента грешного падения, тем неразличимее становятся очертания рая, тем больше и истошнее мается род человеческий, тем размытее становится образ и начало Божье в душах людских. Но явился миру Второй Адам – Иисус Христос, и спас его от забвения и погибели, открыл людям запертые двери в рай и дал возможность снова в них войти.

Торжественные слова: «Христос Воскресе!», которые принято произносить на Пасху, дают нам понимание того, что Бог рядом, он любит нас. Но каждой такой радости предшествует Великий пост, символизирующий, как писано в Церковных учениях, то, что потерянное во грехе счастье вернуть можно послушанием, отречением и целомудренной воздержанностью.

Теперь мы поняли, что за день такой — Прощеное воскресенье!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сосед-Домосед читают 7356 чел. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: