Цитата Сухомлинского о недостатках и демагогии

Здравствуйте. Цитаты известных людей не всегда верны! Цитата Сухомлинского о недостатках и демагогии в нашем материале. Рассматривать в этой статье мы сегодня будем цитату известного педагога времен существования Советского Союза. Зовут его Василием Сухомлинским.

Многие люди уважают этого человека, и с таким же уважением относятся к его цитатам.

Однако не стоит поддаваться влиянию того человека, который скажет: «Прочти правила жизни Василия Сухомлинского. Он же великий человек!».

И именно в этой статье можно узнать, почему известность и уважение конкретного человека не означает, что его цитаты будут являть собой правильность и адекватное описание мира.

Цитата Сухомлинского о недостатках и демагогии

Собственно, вот та самая цитата, с которой мы будем разбираться:

О недостатках кричит лишь человек слабого ума. Относись с презрением к пустозвонству и демагогии.

Теперь давайте последовательно рассмотрим, в чем состоят такие моменты цитаты, которые нельзя назвать правильно отражающими реальность.

Глупец кричит о недостатках

В начале цитаты рассказывается, что повествование о неких недостатках является признаком неумного человека. Нетрудно догадаться, что цитата выставляет умного человека как что-то хорошее, а глупца – как что-то плохое.

А ведь в действительности все не так черно-бело в плане умности и глупости. Ведь даже неясно, что конкретно означают слова «умный» и «глупый».

Предположим, что умность – это совокупность знаний и опыта в конкретной области, а глупость – их отсутствие.

Но тогда получается, что умным человек может быть в какой-то узкой специальности. А такая специализация есть почти у всех. Ведь кто-то обязательно является хорошим специалистом по каким-то делам, пусть даже самым мелочным.

А если все обстоит так, тогда использовать слово «глупый» бессмысленно. Причем бессмысленно именно в общем плане. Если же представить какую-нибудь относительность, тогда слово «глупый» может уже и пригодиться.

Например, если тот самый Василий Сухомлинский имеет большой багаж опыта и знаний касательно педагогической деятельности, то его можно назвать умным применительно к той области, в которой он добился больших высот.

Однако человек с большим стажем в педагогике обязательно психологически «сломается» в какой-то чужеродной для него области – например, в техническом обслуживании военных машин.

То есть, если от Василия Сухомлинского потребуют совершить работу, для него не свойственную, а он скажет: «Ребята, ну не умею!», то его почти обязательно назовут глупым (если, конечно, попадутся люди, далекие от популярности этого человека).

Поэтому слова типа «глупый», «умный», «глупец», «дурак» и другие подобные – все их желательно употреблять в отношении конкретных областей знаний и умений. А вот разбрасываться ими в никуда – это, во-первых, оскорбительно, а во-вторых – неразумно.

Презрение к демагогии и пустозвонству

Дальше цитата Сухомлинского повествует о том, что надо обзавестись презрением к разговорам, которые можно соотнести со словами «пустозвонство» и «демагогия». Вроде бы все кажется правильным: разговоры «ни о чем» надо сводить на нет. Но в том-то и дело, что кажется.

Однако Василий Сухомлинский, скорее всего, забыл напомнить своим поклонникам, что те самые разговоры «ни о чем» являются оплотом социализации каждого нормального члена общества. Без расслабляющего необдуманного общения люди не смогут развить социальные связи внутри коллектива, в котором находятся: на учебе, работе или на службе в армии.

Представьте следующее: какой-то человек подумает, что надо общаться лишь насчет чего-то важного. Причем общаться серьезно и не допускать того самого «пустозвонства», о котором говорит Сухомлинский.

Что же будет с таким человеком? Конечно же, ему будет некомфортно находиться в обществе. Ведь неформальное общение, подходящее под категорию «пустозвонство», является фактором, который вызывает привыкание людей друг к другу.

А привыкание между людьми обеспечивает их раскованность и, соответственно, эффективность в тех делах, которые осуществляются коллективом.

Теперь поговорим о презрении

Именно презрение является тем чувством, которое Сухомлинский завещал прививать в себе по отношению к пустым разговорам. Вроде бы все кажется верным: пустые разговоры достойны презрения, а деловые и конкретные – уважения.

Но тут есть небольшая (или даже большая) причина назвать такую формулировку недальновидной. Дело в том, что презрение является именно чувством. А чувства не вызываются по щелчку пальца. Именно это и является важным моментом в разговорах о презрении.

Ведь если не получается каким-то образом вызвать в себе презрение к пустым разговорам, то надо сначала узнать, как создавать в себе презрение, а уже затем давать наставление «презирайте пустую болтовню».

Но, как видим, цитата Сухомлинского не содержит в себе списка последовательных действий насчет вызывания в себе чувства под названием «презрение». А повествовать о конечном результате, минуя при этом описание действий, нужных для приближения к этому результату – это уж никак не тянется назвать разумным.

Представим такую ситуацию, когда маме с новорожденным попалась на глаза статья гипотетического уважаемого человека, в которой он выделил важную цитату: «Ненавидьте своего ребенка! Малыши не достойны вашей любви!»

Цитата Сухомлинского о недостатках и демагогии При чтении такой цитаты можно сразу сказать: «Какая же она абсурдная! Там говорят о ненависти к детям!». Однако, что удивительно, слова Сухомлинского насчет презрения не выглядят для читателей даже плохими, не то что абсурдными.

Хотя в обоих случаях мы имеем дело именно с чувствами – как с ненавистью, так и с презрением.

И дело даже не в том, что ненавидеть маленьких детей – это плохо. Дело в другом: сколько бы ни старалась мама, она не сможет вызвать в себе ненависть к ребенку, если у нее есть любовь. Но можно размышлять и в обратном направлении: если мать ненавидит свое чадо, то заставить ее испытывать к нему любовь – дело, сходное с фантастикой.

И кстати: Сухомлинский повествует о презрении, не упоминая о том, что оно является негативным чувством. А разве кому-то хочется испытывать что-то негативное? Ответ очевиден.

Вероятно, полезней было бы пожелать себе не испытывать ничего негативного к пустозвонству. Правда, если человек не может терпеть пустые разговоры, то его уже не получится убедить в том, что нейтральное отношение к неформальному общению лучше, чем смотрение на пустозвонов со злым и презренным прищуром.

В связи с такими интересными выводами можно прийти к тому, что слова о презрении требуют доработки. И доработка эта будет выражаться в следующем варианте цитаты:

Есть пустозвоны, а есть и ненавистники пустозвонов. Эти два лагеря людей ничего не делали для того, чтобы стать теми, кем они являются в настоящий момент.

Если человек испытывает презрение к пустозвонам, то он будет продолжать презирать этих людей до того момента, пока реальность не изменится таким образом, чтобы он перестал презирать людей с бесполезной болтовней.

Следовательно, желать любой смены чувств на те, которые больше устраивают – бесполезное занятие.

Такой модифицированный вариант является измененным касательно даже не всей цитаты Сухомлинского, а только той части, которая касается презрения. Но зато как много текста в измененной цитате! Мало кто будет считать такую громоздкую цитату мудрой и красивой.

Но, стоит признать, модифицированная цитата насчет презрения максимально приближена к действительности. Поэтому если человек не одобрит очевидную, но некрасивую в его понимании цитату, то, получается, такой человек отвергает очевидное.

Ну, не понравилась громоздкая цитата человеку, и все – значит, положительного отношения к ней уже не будет.

То есть, обычный человек в отдаче предпочтений цитатам выберет именно ту, которая затронула его на эмоциональном плане своей лаконичностью и красотой, а не скучным описанием реального положения вещей.

И это немного печально, если учесть, что переделанная цитата обозначает то, что находится именно в реальности – той области, которую, как ни крути, не подделаешь.

Цитата Сухомлинского – выводы

В связи со всем вышеперечисленным напрашивается следующий вывод: важно не просто с вниманием относиться к множеству красивых цитат и афоризмов, но также не забывать о том, что мудрые цитаты популярных и уважаемых людей могут иметь в себе изъяны, не заметные при первом прочтении, или даже игнорируемые ввиду того самого уважения, которое поклонники могут испытывать к известной личности.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.