Образование как социокультурный феномен

Добрый день, дорогие домоседы. Образование как социокультурный феномен – наша тема сегодня. Без образования невозможно представить человеческую жизнь на данный момент. Посудите сами, разве возможно было бы создание тех же компьютеров или эффективных систем влияния на других людей, если не было образования?

Ведь если человек не умеет читать, то как можно на него влиять в таком огромном обществе? Когда были еще первобытные времена, то имелась возможность влиять на социум путем публичных выступлений. Сейчас же это делается, в основном, через текст.

Естественно, всех феноменов образования не рассмотреть через этот пример. Точно так же дела обстоят и с другими его элементами. Образование как социокультурный феномен направлено на существенное улучшение жизни людей в рамках нынешнего общества.

Поэтому если человек хочет банально выжить, то ему нужно повышать уровень своего развития хотя бы через систему образования. Хотя есть и другие возможности. Но с самого начала нужно разобраться, что такое образование.

Образование как социокультурный феномен

Как можно рассматривать какое-то явление в человеческом обществе, если даже не понимать его определения? Поэтому начнем мы именно с него.

Содержание статьи:

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Какое сложное название данного подраздела, вы не находите? Давайте разберемся в нем более детально. С самого начала следует разобраться в понятии «образование».

Социокультурный феномен данного термина заключается в том, что само наличие образования является порождением общества. Позитивным порождением.

Что же это такое? Само определение данного понятия принципиально отличается в зависимости от науки.

Давайте рассмотрим системно образование как социокультурный феномен и педагогический процесс кратко сквозь призму разных наук.

Образование в психологии

Важно понимать, что все социальные науки между собой определенным образом связаны. Поэтому нельзя говорить, что только определенная точка зрения является единственно верной. Данный подход будет неправильным хотя бы по той причине, что все науки между собой связаны.

И когда говорится об отдельной теории, то не имеется в виду ее отрыв от общенаучного аппарата. Каждая из существующих ныне методологических систем познания мира пересекается с другими дисциплинами и даже на их стыке создает новые.

В общем, теперь приступим непосредственно к явлению образования в психологии. Понимание его истоков и принципов образования имеет очень большое значение в нынешнем мире.

Мы уже поняли, что нужно рассматривать образование как социокультурный феномен. Педагогическая система и процесс всегда формирует определенные черты характера у личности. И психология изучает, каким образом образование влияет на данный процесс.

Кроме всего прочего, данная наука рассматривает феномен образования не только сквозь призму педагогики (ведь формирование личности является также ее сферой компетентности), а еще и разрабатывает чисто психологические методы повышения эффективности обучения.

Например, нужно понимать, каким образом действуют когнитивные функции у взрослых и детей. Если люди более старшего возраста мыслят определенным образом, то это еще не означает, что другие люди так думают. Поэтому психология рассматривает механизм формирования когнитивных функций и их дальнейшего развития.

Образование в социальной психологии

Социальная психология – это наука, которая изучает взаимодействие между людьми в малых и средних социальных группах. Фактически это касается понятия «образование», как социокультурный феномен, и его современное состояние напрямую связано с тем, каким образом состоят социальные отношения.

Не следует путать понятия образования в психологии, социальной психологии и социологии. Ведь рассматриваются совершенно разные предметы такого объекта, как образование.

Чем же в социальной психологии является образование? Это процесс, который способствует социализации личности. Что же это такое?

Социализация – это процесс усвоения социальных норм и установок индивидом, его адаптации к обществу и формирования его социальных навыков.

Определения социализации, равно как и образования, являются принципиально разными. И нет возможности сказать точно, какое из них является правильным. Но основная идея понятна.

Образование в социологии

Образование имеет очень тесную связь с такой наукой, как социология. С самого начала следует разобраться, что это вообще за наука. Это дисциплина, которая изучает общество. Это очень упрощенное понятие.

Некоторые социологи вообще считают, что не следует использовать такой термин по той причине, что он является очень размытым. Ведь, например, какая разница между понятиями «общество» и «народ»? Но это вообще другие понятия. Общество имеет более широкую трактовку, в то время как народ является более конкретным термином.

В социологии рассматривается образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность. И почему так получается? Есть ли рациональное зерно в этом? Конечно, да. Мы уже разобрались, что образование является очень важным проводником на пути развития человечества.

Именно благодаря образованности каждого индивида общество, как большая социальная группа, может отфильтровывать его членов по статусу и уровню интеллекта хотя бы приблизительно. Поэтому представляется образование как социокультурный феномен.

Ценностные приоритеты образования

Исходя из того, что образование является общественной ценностью, то следует разобраться, почему люди породили ряд образовательных социальных институтов? Важно понять, что для рассматриваемого нами явления характерна многомерность образования как социокультурного феномена.

Именно поэтому данная сфера человечества так интересна и одновременно сложная для обучения. Давайте рассмотрим основные ценности, на которых базируется образование.

Утверждение личностью своей роли

Это очень важный пункт по той причине, что образование стимулируется обществом зачастую именно социальной одобряемостью такой профессии, как педагог.

Естественно, в нашем социуме зарплата у этих специалистов не сильно большая, но вот что касается уважения к представителям этой непростой профессии у взрослой части населения – то этого не отнять.

И очень важно учитывать этот момент для того, чтобы разобраться в таком интересном феномене – образование как социокультурный процесс.

Кратко говоря, именно социальная одобряемость нередко становится причиной, почему человек идет работать в этой сфере. Ведь обучать достаточно тяжело. Особенно это касается детей и еще за такую маленькую зарплату.

Ценности, связанные с общением

Каждый человек является социальным существом. Соответственно, нам хочется общаться. И благодаря образованию такая возможность имеется.

Данная группа ценностей совмещена с предыдущей, так как благодаря образованию есть возможность почувствовать себя хорошо через принадлежность к достаточно уважаемой в обществе группе, а также возможностью пообщаться с детьми и воспитать их.

Ведь почему-то у взрослой части людей в подавляющем количестве случаев появляется желание воспитывать даже чужих детей. Возможно, это из-за наличия материнского инстинкта, которому некуда деваться после того, как свои дети выросли.

И благодаря школе такая возможность у них появляется. Сюда же входят ценности, связанные с расширением круга общения.

Ценности, ориентирующие на развитие творчества

Невероятно, но педагогический процесс является прекрасным простором для творчества. Ведь к каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход, что сделать не так уже и просто на самом деле.

Именно поэтому педагогу приходится проявлять свое воображение и креативность, чтобы воздействовать на детей правильным образом. Ведь принципа индивидуальности никто не отменял.

Впрочем, некоторые педагоги не собираются находить индивидуального подхода к каждому ученику. Им проще крикнуть на человека, думая, что это эффективно.

Но ведь если крик работал с одним ребенком, а другой на него не будет совершенно реагировать. Ведь каждый человек разный и говорить о том, что один и тот же метод будет работать на всех людях, не приходится.

Тем не менее такие все равно есть. И именно из-за них происходят споры на предмет того, как нужно общаться с ребенком – строго или же ласково.

Одного можно только уговорить, а другого – заставить. Но вот, чтобы определить, кто есть кто, нужно использовать немало педагогического опыта и находчивости. Некоторым нравится, так как творческие люди являются очень гибкими.

Ценности, связанные с вопросами самореализации

Это также очень важная группа ценностей, которая сопряжена со всеми остальными. Да, преподаватель не зарабатывает достаточно много, но у него есть возможность повысить свою самооценку другим образом.

Если у него получается проявить творческий подход, эффективно влиять на детей, повышать эффективность обучения у представителей разных социальных категорий, то естественно, такой учитель будет молодцом и это может помочь вопросам, связанным с его самореализацией.

Ценности, направленные на прагматичные потребности

Данный пункт не особо актуален для нашей системы образования, но вот за границей действительно, там все шикарно с прагматикой.

Учитель считается достаточно престижной и высокооплачиваемой профессией, при которой человек может себе позволить очень многое. По крайней мере, одетым, обутым и сытым человек будет, который работает в сфере образования. И это очень важно учитывать.

Вот такие группы ценностей, который двигают обазование как социокультурный феномен. Что это такое вообще? У нас больше половины статьи прошло, а мы так и не разобрались.

В принципе, ничего особо сложного нет. Феномен – это явление, которое можно наблюдать непосредственно, через свои органы чувств. Что касается части «социокультурный», то мы уже с ней разобрались.

Социокультурный феномен – это явление, основанное на приоритетных ценностях определенного общества, который был сконструирован им для обеспечения внутренней организации и развития.

В общем, социокультурным феноменом можно называть то, что было создано социумом для того, чтобы оно не стагнировало и не деградировало. И образование явялется очень важным пунктом на пути к этому.

Образование и его функции

Образование как социокультурный феномен является, как мы уже поняли, не просто существующей вещью, а той, которая направлена на выполнение каких-нибудь целей. В данном подразделе мы рассмотрим основные задачи, которые выполняет образование.

Что же, давайте разберемся во всем этом. Основной функцией, которая характеризует образование как социокультурный процесс является комплексом двух более мелких функций. Это обучение и воспитание. Их можно называть базовыми.

Обучение происходит не столько для той цели, чтобы повысить уровень эрудиции ребенка, но и помочь ему определиться с будущей профессией. Именно для этого есть уроки типа физики и химии.

Да, неплохо разбираться детям в таких сложных темах, как валентность или же понимать основные принципы общей теории относительности, но данная задача является не самой легкой.

И здесь мы сталкиваемся с достаточно большими проблемами. Ведь не каждый ребенок готов прикладывать волевые усилия для того, чтобы учиться. Для этого нужна вторая важная функция образования – воспитание.

Она направлена не только на более эффективное освоение нужного материала, но и на формирование личности во всей ее полноте и индивидуальности.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс ставит своей целью формирование личности человека без комплексов, то есть, обеспечить максимально эффективную его социализацию в этом сложном мире.

И это получается делать с переменным успехом. Образование как социокультурный феномен также имеет ряд дополнительных функций, которые также желательно рассмотреть.

Дополнительные функции образования

Не следует думать, что только двумя функциями такой социальный институт, как образование, полон. Есть еще ряд дополнительных задач, которые ставит перед собой цель выполнить данное явление, феномен. Итак, давайте более детально рассмотрим данные функции.

Вернее, важно понять основные моменты, которые характеризуют основные.

  • Развитие личности ставится на первое место, обучение – только на второе.
  • Социализация личности является одной из основных задач, характеризующих образование как социокультурный феномен.
  • Формирование интеллектуальности человека и его нравствености.
  • Приучение ребенка к необходимым для выживания навыкам.
  • Подготовка к полноценному функионированию в этом социуме.

Выводы про образование

Образование является очень интересной, но при этом важной сферой человеческой жизни. Очевидно, что невозможно полностью рассмотреть всех феноменов данного явления в такой маленькой статье.

Ведь есть целый курс в университетах непрофильного направления, который акцентирует свое внимание на проблеме образования. А данная статья рассматривает только одну из тем данного курса. Не более.

Тем не менее данная информация является очень полезной для людей, которые хотят начать изучать педагогику с нуля.

И начать нужно именно с темы «Образование как социокультурный феномен». Кратко же мы это сделали. Вот такой у нас реферат получился, а может шпора … :)

Удачи вам!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.