Развитие личности ребенка и воспитание

Воспитание и обучение – процессы тесно связанные, переплетенные друг с другом. Они направленны на полноценное, всестороннее, гармоничное становление, формирование и развитие личности ребенка, обеспечивая его благополучное вхождение в культурную среду. В ходе обучения малыш получает необходимые умения, навыки, знания о себе, других людях и окружающем мире, расширяется его мировоззрение и миропонимание.

А воспитание призвано выработать у ребенка позитивное отношение к миру, окружающим и самому себе.

Развитие личности ребенка и воспитание

Развитие личности ребенка и воспитаниеСтоит отметить, что воспитание ребенка в семье часто ситуативно, то есть осуществляется в контексте какой-нибудь ситуации, а воспитательные меры зависят от эмоционального состояния самих родителей.

Например, если папа сильно устал на работе, то он вряд ли, уделит малышу много времени и захочет подробно отвечать на его ежедневно возникающие вопросы.

Кроме того, на развитие личности ребенка влияют множество других факторов (общение со сверстниками, компьютерные игры, просмотр телевизионных программ), которые необходимо учитывать в ходе воспитания. Формирование личностных, нравственных качеств малыша важный этап в его становление как личности, поэтому уделим этому вопросу особое внимание.

Что же является предпосылкой для появления личностных черт? Безусловно, это тот пласт, знаний, которым овладевает кроха в начале своей жизни, она получает представление о нормах, ценностях и правилах поведения в коллективе в процессе взаимодействия, общения с родителями, близкими людьми.

Этот этап очень важен для ее последующего развития, так как именно в это время проявляется наибольший интерес к поведению, причинам тех или иных поступков взрослых, поэтому нужно стараться просто и понятно отвечать на все рождающиеся у ребенка вопросы.

Не стоит пренебрегать его любопытством. Малыш следит за действиями окружающих, соотносит их с усвоенными нормами, а, значит, личный пример – мощное воспитательное средство.

Как формируется личность ребенка

Как же протекает сам процесс образования личностных качеств? Это многоступенчатое явление. Вначале у ребенка появляется стремление познать социальную действительность, а затем на основе полученных знаний идет выработка новых качеств.

Малыш старается подражать в определенных ситуациях взрослым, пытается указывать им на их ошибки, например мама во время разговора по телефону, отказывается от встречи с подругой, ссылаясь на неотложные дела, ребенок замечает: «Мама, ты сказала неправду, ведь у тебя нет никаких дел, а врать не хорошо – ты сама учила».

Потом кроха овладевает знаниями о личностных качествах человека, следующим шагом становится появление различных умений, навыков, привычек.

Родители должны помочь свое чаду преодолеть весь этот «тернистый» путь. Необходимо включить ребенка в общественно-значимую деятельность, например он, может помочь маме убирать в квартире или сделать плакат для школьного праздника.

Однако, родители часто беспокоятся, что все их усилия напрасны, ведь ребенок плохо воспроизводит желаемую модель поведения. Стоит помнить, что воспитание практически всегда имеет отсроченный результат, поэтому нужно постепенно, поэтапно приобщать его к выработанным ценностям, нормам, просто дети не всегда догадываются, что именно от них хотят и ждут более подробных разъяснений.

Базовые качества личности зарождаются, закладываются в раннем детстве. Однако еще раньше возникают преобладающие потребности, свойства, мотивы, установки, в период, когда мозг ребенка не достаточно зрелый и не способен адекватно воспринимать, оценивать происходящее. В поведении, деятельности он руководствуется своим внутренним «хочу», а не разумными доводами.

Формирование личностных качеств и развитие личности ребенка во многом опосредовано биологическими свойствами организма, окружающей средой и наследственностью. Ребенок представляет собой своеобразный «камень, глыбу», где внутренний состав определен генотипическими, биологическими особенностями, а форма придается социальной действительностью, значит, среда один из тех важнейших факторов, которые детерминируют, направляют весь ход развития и становления личности.

Например, особенности семейного взаимодействия в значительной мере обуславливают специфику общения ребенка с окружающими (скажем, вырастет ли он замкнутым, нерешительным или открытым, коммуникабельным человеком).

Формирование личности ребенка

Какие же изменения претерпевает личность в процессе своего становления (общая характеристика)?

В двухлетнем возрасте дети уже отделяют себя от окружающих, но лишь во внешнем (физическом) плане (например, они узнают себя на фотографиях). В семь лет, когда способность к самопознанию, самоанализу достигает новой точки развития, они начинают проявлять интерес к человеческому внутреннему миру.

Самооценка ребенка зарождается в возрасте трех лет, она образуется в результате его соотнесения, сравнения себя с окружающими, близкими людьми. У старших дошкольников волевая регуляция, самосознание представлены на более высоком уровне, постепенно оформляется его внутренняя позиция, то есть готовность к вступлению в новую социальную роль – готовность стать учеником.

Это новообразование создает основу для формирования, совершенствования личностных качеств малыша (например, волевых), он становится самостоятельнее, упорнее и более целеустремленным.

В три года детская личность приобретает наиболее отчетливые черты. Это крайне важный возрастной этап, имеющий свои задачи развития. Ему сопутствует такое «приобретение», как комплекс «Я сам», поэтому кроха стремится к самостоятельности, поддерживайте его в этом. Это развитие личности ребенка и дальнейшего становления вашего чада.

Он должен реализовать на практике приобретенные знания, навыки, опробовать свои силы. Однако в силу своих психических, физических и физиологических особенностей он не способен действовать полноценно, то есть не может выполнить сложную работу взрослых, на которую усердно претендует. Родители должны принимать во внимание данный аспект проблемы и проигрывать с ребенком фрагменты этой деятельности, например, уборка или приготовление ужина.

Средние дошкольники уже способны оценивать собственные поступки, деятельность, поступки других людей; сопоставлять, соотносить себя с окружающими, выделяя характерные особенности; им интересно познать внутренний мир. Теперь самооценка зависит не только от признания, критики окружающих, но и от собственной оценки происходящего.

Старшие дошкольники подражают взрослым, так они усваивают и перенимают общественные формы поведения, например малыш, видит, что родители занимаются домашними делами и старается приобщиться к ним. Эта совместная деятельность имеет колоссальное значение для социализации ребенка, то есть благодаря ей ускоряется его вхождение в культурную среду (создается «рабочая» атмосфера и он усваивает простейшие правила поведения в группе).

Итак, развитие личности ребенка, формирование личностных, нравственных качеств ребенка сложный и длительный процесс, в котором родители выступают в качестве «маяка». Они направляют его, малыш ориентируется на взрослых и первоначально руководствуется их установками, нормами и правилами поведения.

Безусловно, в дальнейшем ребенок переосмыслит жизненную позицию мамы и папы на основе собственных взглядов и убеждений, выработав свое мнение, принципы, но основополагающей является именно родительская философия.

Развитие личности ребенка и воспитание очень тесно переплетены!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сосед-Домосед читают 7356 чел. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: