Развитие языковых навыков у годовалого ребенка

Умение ходить делает детей более самостоятельными, а приобретение речи способствует переходу на новый уровень общения. Развитие языковых навыков у годовалого ребенка – наша тема сегодня. Стартовая точка развития языковых способностей – расширение словарного запаса. Ребенок может выполнять просьбы, следовать инструкциям, подавать предметы.

Язык стимулирует развитие мозга по мере того, как малыш учится связывать услышанные слова с окружающими предметами, знакомыми действиями, чувствами.

Развитие языковых навыков у годовалого ребенка

Примерно в год бессвязный лепет начинает превращаться в отдельные слоги. Сначала малыш делает звуковые эксперименты, затем он начинает имитировать звуки, которые слышит, и быстро осознает, что определенные слоги вызывают бурную положительную реакцию взрослых.

Стоит ему произнести «ма-ма-ма», как она радостно восклицает: «Ура, мой малыш сказал мама!» Довольный произведенным эффектом, ребенок повторяет освоенный звук снова и снова, только теперь он не случайный и бессмысленный.

Малыш произносит его намеренно и осознанно с целью пообщаться. С этого момента можно говорить о двусторонней коммуникации, обмене звуками.

Развитие языковых навыков у годовалого ребенка и умение выражать собственные мысли, общаться при помощи слов не только повышает уверенность ребенка в себе, но и позволяет ему занять важное место в обществе. С помощью слов он может выражать свои мнения и предпочтения, радость и боль.

Годовалые крохи не могут беседовать, но на втором году жизни они освоят этот навык.

Развитие устной речи годовичка происходит по-разному. Одни дети четко произносят конкретные слова уже к десяти месяцам, а другие начинают внятно говорить лишь к третьему году. В то же время все дети на протяжении первых двух лет проходят вполне предсказуемые этапы.

Чтобы определить, какие этапы предстоит преодолеть малышу в будущем, необходимо познакомиться с ранними периодами языкового развития.

В первые месяцы младенец, который мог только слушает, связывает знакомые голоса с покоем и надежностью. Через пару недель он начинает различать голоса, отдавая предпочтение высокому тону.

К трем месяцам ребенок поворачивается на голос родителя и успокаивается, когда он говорит с ним.

В промежутке между тремя и шестью месяцами малыш начинает распознавать радостные голоса, а слыша злые голоса, расстраивается и плачет. На данном этапе бессвязное лепетание приобретает новые черты – ритмы и интонации. Он понимает, как привлекать внимание мамы, папы с помощью различных звуков.

Оставаясь один, ребенок с удовольствием говорит сам с собой – практически совершенствует навыки диалога.

К восьми месяцам он научится концентрироваться на разговорах, даже если не будет принимать в них участия. Он придумает способ встревать в эти разговоры, издавая приветливый вопль и привлекая всеобщее внимание.

Девять месяцев – это период больших перемен. Малыш реагирует на звук голоса; он проявляет повышенное внимание, услышав свое имя или название знакомых предметов и людей. Иными словами, кроха ассоциирует звуки с конкретными понятиями.

Некоторые дети в этот период объединяют в одно «слово» несколько звуков, комбинируя их в различных вариантах. Поскольку новая форма «речи» имеет набор конкретных слогов и четкий ритм, она похожа на своеобразный язык.

К десяти-двенадцати месяцам малыш в состоянии выдать несколько слов: «папа» или «мама». Одно из излюбленных слов – «нет». Причины тому: оно выражает мнение ребенка, заставляет вас реагировать.

К концу первого года жизни словарный запас ребенка будет состоять примерно из 20 слов.

В процессе общения годовалый малыш во многом полагается на звуки, жесты и выражение лица. Но и словарный запас пополняется довольно быстрыми темпами. Если ребенок уже начал произносить отдельные настоящие слова, то иногда он сочетает их с лепетом, имитирующим структуру предложения.

Первые слова ребенка – это отражение имеющегося у него опыта, наиболее важных для него предметов, действий.

Обычно первые слова подразделяются на несколько основных категорий:

  • имена;
  • названия предметов;
  • глаголы;
  • просьбы;
  • слова типа «пока», «привет», «нет».

Слова, которые выбрал малыш, подскажут, в каком направлении работает его сознание. Скажем, он учится классифицировать объекты, когда словом «собака» называет всех животных, но никогда не скажет так средстве передвижения. Говоря о любом виде транспорта, он использует слово «машина».

Маленькие дети нередко склонны к чрезмерным обобщениям, а также сужению значений некоторых слов. К примеру, они называют «книжкой» одну конкретную, самую любимую книгу, но не используют данное слово применительно к другим книгам.

Иногда маленькие дети выговаривают лишь часть слова, опуская первый (последний) слог или согласную на конце слова: «мя» вместо «мяч», «до» вместо «дом».

Некоторые дети не произносят две согласные в одном слове, поэтому вместо «нос» они говорят «нон». Малышам тяжело даются определенные согласные и сочетания букв; многие не осваивают их до детского сада.

Примерно в пятнадцать месяцев развитие языковых навыков у годовалого ребенка и пополнение словаря постепенно замедляется. В частности совершенствование речи откладывается, начинается развитие других физических навыков.

Ребенок продолжает тренироваться в произнесении слов и отдельных звуков, но на протяжении нескольких месяцев его словарный запас практически не обогащается. Поскольку способность мыслить и воображение развиваются стремительными темпами, малыша часто злит невозможность выразить свои мысли.

Он настойчиво требует пристального внимания к своим словам и тянет вас за руку через всю комнату, чтобы подвести поближе к предмету, о котором пытается что-то сказать.

В возрасте примерно пятнадцати месяцев малыш делает короткую передышку в попытках заговорить, но это не означает, что языковое развитие полностью останавливается. Сейчас ребенок с особым вниманием слушает других, что сослужит ему отличную службу позднее, когда он снова будет готов изъясняться самостоятельно.

Многие малыши этого возраста обожают детские телевизионные передачи с яркими визуальными образами и новыми словами. Они напевают мелодии любимых песенок без слов, в беседах со взрослыми внимательно прислушиваются к словам, стараясь определить акценты.

Развитие языковых навыков у годовалого ребенка и языковое развитие возобновляется примерно в восемнадцать месяцев. С этого момента и до второго дня рождения словарный запас малыша увеличивается до 200 слов.

Особую любовь малыш проявляет к книжкам с яркими рисунками, на которые он может показывать, в то время как вы называете изображенные на них предметы. Эти книги приносят несомненную пользу, потому что дают ребенку возможность показать, что он понимает многие слова.

Он не может сказать «лошадь», но если вы попросите его показать лошадку, он с удовольствием и готовностью выполнит вашу просьбу. Возможность демонстрировать понимание слов только подстегивает желание говорить. Просьбы, например, показать, где рот, глаз полезны, так как доказывают ребенку, что он является полноценным участником коммуникации.

На данном этапе малыш понемногу формулирует коротенькие предложения, например: «Еще конфеток» или «Меня вверх», используя существительные и прочие части речи в правильной последовательности. Нередко он ограничивает ключевые слова – опускает предлоги, глаголы и окончания слов.

Помимо описания ощущений в конкретный момент времени, малыш говорит об отсутствующих предметах и людях. А это свидетельствует о том, что в его мозге происходят сложнейшие процессы.

Примерно в двадцать один месяц малыш составляет предложения из двух слов, при этом использует существительные, местоимения. Он задает вопросы о названиях предметов и участвует в простых играх со словами.

Малышу особенно нравятся детские стишки с повторяющимися фразами; он с удовольствием слушает знакомые слова. Ребенок проще выражает свои чувства; он пытается объяснить суть проблемы прежде, чем разразиться слезами.

Развитие языковых навыков у годовалого ребенкаК двум годам малыш говорит более длинные предложения, несмотря на то что значительная часть языка (глаголы и прилагательные) пока ему недоступна.

Он становится большим специалистом по части задавания вопросов, но не ради того, чтобы получить информацию, а чтобы насладиться общением. Так и происходит развитие языковых навыков у годовалого ребенка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: