Развитие мышления дошкольников

Добрый день, дорогие родители! Мы сегодня поговорим про развитие мышления дошкольников. Детство – это не только прекрасная и беззаботная пора, которая оставляет в памяти человека прекрасные воспоминания. Детство – это также период интенсивного развития, роста и активного познания окружающего мира.

В этот период малыш познает основные сведения о жизни, которая предстоит ему в будущем, «взрослом» возрасте.

Также на данном этапе закладывается основа интеллектуального, логического, аналитического и творческого потенциала ребенка. Очень важный процесс, который начинается в дошкольном возрасте – развитие мышления дошкольников.

Именно в данный период происходят все наиболее важные процессы развития осознания, из совокупности которых и произойдет зрелость.

Развитие мышления дошкольников – это процесс многообразный и разносторонний, так как затрагивает различные сферы. Поэтому, развитие мышления дошкольников должно происходить комплексно.

Большая подборка занятий, развивающих мышление, собрана на сайте для родителей и детей Bom-bom.ru, есть рекомендации и советы про здоровье малышей, читайте вот тут http://bom-bom.ru/minijournal/adenoidy-u-detej-simptomy-i-profilaktika.html про аденоиды, анемию, закаливание и др.

Содержание статьи:

Развитие мышления дошкольников

Как способствовать развитию мышления дошкольника, как помочь ребенку в этом процессе? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Особенности развития мышления дошкольника

Многие современные педагоги утверждают что раннее развитие дает потрясающие результаты, именно поэтому сегодня так бурно развиваются всевозможные детские центры дошкольного развития.

Дело в том, что именно дошкольный период максимально располагает к развитию умственных способностей и осознания ребенка. Мозг проходит через несколько фаз интенсивного роста в жизни человека, и две из таких фаз приходятся именно на период от 3 до 8 лет.

Понимание является сложным познавательным процессом, благодаря которому человек познает мир. В действиях осознания берут участие умственные операции, которые не являются наблюдаемыми.

Благодаря пониманию человек лучше узнает окружающий мир, создает проекты, производит открытия, формулирует оценки. Процесс понимания протекает по-разному в разном возрасте.

Границы дошкольного возраста относительны, как и границы других периодов развития.

Согласно одной из теорий выделяют четыре стадии развития мышления дошкольников:

  1. Стадия интеллекта сенсорномоторная (1 и 2 год жизни).
  2. Стадии мышления предоперационная (от 2 до 7-8 лет).
  3. Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет).
  4. Стадия формальных операций (от 11 до 14-15 лет)

Период дошкольного возраста – это стадия мышления предоперационная. В начале дошкольного возраста детки в течение короткого периода находятся в стадии сенсомоторного мышления. Активно развивается символическая функция.

Развитие мышления дошкольников

Развитие мышления дошкольников

Малыш начинает пользоваться символами, основанными на представлениях, а также символами окружающего мира, которые составляют основу текущего понимания.

На второй стадии формируется, прежде всего, логическое осознание  – по-прежнему в тесной связи с действиями. Оно подчинено задачам практическим, проявляется в решении проблем во время игр и повседневных занятий.

Это осознание практическое, связанное с конкретной целью или задачей, которая поставлена перед ребенком.

На третьем этапе детки начинают осознавать взаимосвязи между состояниями и преобразованиями и достигают понимания постоянства. Выше шестого года жизни, умственные действия малыша организуются в определенные логические структуры.

Эгоцентризм мышления ребенка

Эгоцентризм – это естественное состояние развития, как умственного, так и морального. Заключается в неспособности ребенка входить в положение другого человека и взглянуть на мир с ее точки зрения.

Чадо не верит в существование чужой точки зрения. Результатом этого является уверенность ребенка в том, что собственное мнение является единственно истинным и проявляется такая позиция относительно всего.

Реализм мышления ребенка

Детский реализм заключается в проблеме разграничения между внутренним (психическим) и внешним миром. Слова связаны с вещами, а говорить значит воздействовать непосредственно на предметы – таково понимание малыша.

Мышление ребенка отличается анимизм (склонность к вере в одушевленность и наличие сознания у окружающих вещей и природы) и артификализм (убеждение, что мир был создан человеком, или какой-то высшим существом для удовлетворения  потребностей и желаний малыша).

Синкретизм мышления ребенка

Синкретизм осознания дошкольников заключается в том, что все находится в связи со всем. Чадо не видит реальных связей и целей всего, что происходит, все наблюдение основано на образах и аналогиях. Не есть случайности, которые не поддаются никакой аналогии.

Следствием этого является пренебрежение противоречиями. Ребята в дошкольном возрасте часто основывают свои суждения, на основании слишком малого количества данных.

Наблюдение и восприятие

То, как малыш воспринимает мир, зависит от состояния и возможностей его органов чувств и от притока раздражителей, несущих информацию о мире. Количество информации, характерной его  среде – огромное, но ребенок не обнаруживает ее сразу.

Развитие чувственного познания мира заключается в том, что с возрастом происходит все более и более точные и тонкие различения особенностей наблюдаемого объекта.

Внимание ребенка дошкольного возраста

Внимание детей дошкольного возраста не является слишком прочным и сконцентрированным. Крохе сложно не рассеивать внимание и долго концентрироваться на чем-то одном.

Чадо меняет часто предметы интереса, отвлекает от одной деятельности или игры, чтобы перейти к следующей. Но, дошкольник прерывает начатую операцию только тогда, когда начинает скучать.

Его внимание, прежде всего, имеет характер непроизвольный. У старших дошкольников можно наблюдать проявления формирующейся концентрации внимания.

Воображение

Большинство мальчиков и девочек дошкольного возраста наделены живым воображением. Помимо этого, воображение в данный период активно развивается, благодаря чему дети могут вымышлять различные факты и события, которые не происходили на самом деле.

Также дошкольники очень эмоционально переживают читаемые им сказки так, как будто это происходило в действительности, а в тематических или сюжетно-ролевых играх отождествляют себя иногда с фантастическими персонажами из сказок.

Под конец периода дошкольного возраста, под влиянием выполнения различного рода задач, малыш учит сдерживать свое воображение, следовательно, мы говорим о переходе воображения непроизвольного в управляемый процесс. Это очень важный этап в развитии творческих способностей малышей.

Память

Память детей в возрасте от 3 до 7 лет имеет непроизвольный характер, как и воображение или внимание. В конце дошкольного возраста у детей появляются начатки долговременной и кратковременной памяти.

Способствуют развитию памяти ситуации, в которых малыш должен запомнить какие-то правила или вспомнить обязательные предписания или запреты.

Тренировка и развитие памяти происходит также во время учебных игр и игр с правилами, во время подготовки к декламации стихов или пения песен на торжествах в детском саду.

Речь и осознание развиваются на основе обогащения опытом в ходе практической деятельности ребенка. Легче всего кроха усваивает себе новые слова тогда, когда видит соответствующие им предметы, явления, действия, когда сталкивается с ними в практической деятельности.

Только у детишек старшего возраста начинают получаться первые формы мышления абстрактного.

Период дошкольного возраста называют „возрастом вопросов”, так как кроха в этом возрасте задает много вопросов и, таким образом, приобретает знания. Вопросы свидетельствуют о развитии мышления ребенка.

Первые вопросы деток являются проявлением зарождающегося интеллекта ребенка!

Ответы взрослых на эти вопросы чрезвычайно важны для правильного развития ребенка; они должны быть понятны для детлк, поощрять их, по возможности, к самостоятельному решению задач.

Вопросы малыша о названиях, причинах, последствиях („что это”, „почему”, „зачем”, „где”?) – свидетельствуют о том, что мышление ребенка утрачивает характер абстрактного; приобретает все более и более причинно-следственные формы.

Именно в вопросах проявляются умственные усилия крохи, желающего понять окружающую его реальность.

После трех лет малыш уже использует процессы осознания ситуативно. Указанная ситуация обновляет следы памяти прежних переживаний и информации, чадо оперирует ими в уме, а готовый результат мыслительного процесса применяется на практике.

Нервная система должна достичь уже такой зрелости, чтобы оперировать информацией, а ребенок должен иметь достаточное количество информации.

К концу дошкольного возраста мышление ребенка становится все более зрелым: он начинает оперировать цифрами, решает простые арифметические операции, усваивает себе представления о явлениях и предметах.

Большую роль в развитии мышления и речи ребенка дошкольного возраста играют рассказы родителей, беседы, сказки, побуждающие малыша эмоционально и способствующие развитию его творческого воображения.

Важно осознание того, что умственное воспитание является неотъемлемой частью процесса воспитания и осуществляется оно в процессе обучения дошкольника, приобретения ими индивидуального опыта.

Знание особенностей осознания ребенка дошкольного возраста способствует эффективности действий, предпринимаемых со стороны родителей и педагогов.

Про развитие мышления дошкольников мы вам рассказали, удачи в воспитании!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.