Развитие мышления дошкольников

Добрый день, дорогие родители! Мы сегодня поговорим про развитие мышления дошкольников. Детство – это не только прекрасная и беззаботная пора, которая оставляет в памяти человека прекрасные воспоминания. Детство – это также период интенсивного развития, роста и активного познания окружающего мира.

В этот период малыш познает основные сведения о жизни, которая предстоит ему в будущем, «взрослом» возрасте.

Также на данном этапе закладывается основа интеллектуального, логического, аналитического и творческого потенциала ребенка. Очень важный процесс, который начинается в дошкольном возрасте – развитие мышления дошкольников.

Именно в данный период происходят все наиболее важные процессы развития осознания, из совокупности которых и произойдет зрелость.

Развитие мышления дошкольников – это процесс многообразный и разносторонний, так как затрагивает различные сферы. Поэтому, развитие мышления дошкольников должно происходить комплексно.

Большая подборка занятий, развивающих мышление, собрана на сайте для родителей и детей Bom-bom.ru, есть рекомендации и советы про здоровье малышей, читайте вот тут http://bom-bom.ru/minijournal/adenoidy-u-detej-simptomy-i-profilaktika.html про аденоиды, анемию, закаливание и др.

Развитие мышления дошкольников

Как способствовать развитию мышления дошкольника, как помочь ребенку в этом процессе? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Развитие мышления дошкольников и Любимые игрушки

Особенности развития мышления дошкольника

Многие современные педагоги утверждают что раннее развитие дает потрясающие результаты, именно поэтому сегодня так бурно развиваются всевозможные детские центры дошкольного развития.

Дело в том, что именно дошкольный период максимально располагает к развитию умственных способностей и осознания ребенка. Мозг проходит через несколько фаз интенсивного роста в жизни человека, и две из таких фаз приходятся именно на период от 3 до 8 лет.

Понимание является сложным познавательным процессом, благодаря которому человек познает мир. В действиях осознания берут участие умственные операции, которые не являются наблюдаемыми.

Благодаря пониманию человек лучше узнает окружающий мир, создает проекты, производит открытия, формулирует оценки. Процесс понимания протекает по-разному в разном возрасте.

Границы дошкольного возраста относительны, как и границы других периодов развития.

Согласно одной из теорий выделяют четыре стадии развития мышления дошкольников:

  1. Стадия интеллекта сенсорномоторная (1 и 2 год жизни).
  2. Стадии мышления предоперационная (от 2 до 7-8 лет).
  3. Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет).
  4. Стадия формальных операций (от 11 до 14-15 лет)

Период дошкольного возраста – это стадия мышления предоперационная. В начале дошкольного возраста детки в течение короткого периода находятся в стадии сенсомоторного мышления. Активно развивается символическая функция.

Развитие мышления дошкольников

Развитие мышления дошкольников

Малыш начинает пользоваться символами, основанными на представлениях, а также символами окружающего мира, которые составляют основу текущего понимания.

На второй стадии формируется, прежде всего, логическое осознание  – по-прежнему в тесной связи с действиями. Оно подчинено задачам практическим, проявляется в решении проблем во время игр и повседневных занятий.

Это осознание практическое, связанное с конкретной целью или задачей, которая поставлена перед ребенком.

На третьем этапе детки начинают осознавать взаимосвязи между состояниями и преобразованиями и достигают понимания постоянства. Выше шестого года жизни, умственные действия малыша организуются в определенные логические структуры.

Эгоцентризм мышления ребенка

Эгоцентризм – это естественное состояние развития, как умственного, так и морального. Заключается в неспособности ребенка входить в положение другого человека и взглянуть на мир с ее точки зрения.

Чадо не верит в существование чужой точки зрения. Результатом этого является уверенность ребенка в том, что собственное мнение является единственно истинным и проявляется такая позиция относительно всего.

Реализм мышления ребенка

Детский реализм заключается в проблеме разграничения между внутренним (психическим) и внешним миром. Слова связаны с вещами, а говорить значит воздействовать непосредственно на предметы – таково понимание малыша.

Мышление ребенка отличается анимизм (склонность к вере в одушевленность и наличие сознания у окружающих вещей и природы) и артификализм (убеждение, что мир был создан человеком, или какой-то высшим существом для удовлетворения  потребностей и желаний малыша).

Синкретизм мышления ребенка

Синкретизм осознания дошкольников заключается в том, что все находится в связи со всем. Чадо не видит реальных связей и целей всего, что происходит, все наблюдение основано на образах и аналогиях. Не есть случайности, которые не поддаются никакой аналогии.

Следствием этого является пренебрежение противоречиями. Ребята в дошкольном возрасте часто основывают свои суждения, на основании слишком малого количества данных.

Развитие мышления дошкольников и творчество

Наблюдение и восприятие

То, как малыш воспринимает мир, зависит от состояния и возможностей его органов чувств и от притока раздражителей, несущих информацию о мире. Количество информации, характерной его  среде – огромное, но ребенок не обнаруживает ее сразу.

Развитие чувственного познания мира заключается в том, что с возрастом происходит все более и более точные и тонкие различения особенностей наблюдаемого объекта.

Внимание ребенка дошкольного возраста

Внимание детей дошкольного возраста не является слишком прочным и сконцентрированным. Крохе сложно не рассеивать внимание и долго концентрироваться на чем-то одном.

Чадо меняет часто предметы интереса, отвлекает от одной деятельности или игры, чтобы перейти к следующей. Но, дошкольник прерывает начатую операцию только тогда, когда начинает скучать.

Его внимание, прежде всего, имеет характер непроизвольный. У старших дошкольников можно наблюдать проявления формирующейся концентрации внимания.

Воображение

Большинство мальчиков и девочек дошкольного возраста наделены живым воображением. Помимо этого, воображение в данный период активно развивается, благодаря чему дети могут вымышлять различные факты и события, которые не происходили на самом деле.

Также дошкольники очень эмоционально переживают читаемые им сказки так, как будто это происходило в действительности, а в тематических или сюжетно-ролевых играх отождествляют себя иногда с фантастическими персонажами из сказок.

Под конец периода дошкольного возраста, под влиянием выполнения различного рода задач, малыш учит сдерживать свое воображение, следовательно, мы говорим о переходе воображения непроизвольного в управляемый процесс. Это очень важный этап в развитии творческих способностей малышей.

Память

Память детей в возрасте от 3 до 7 лет имеет непроизвольный характер, как и воображение или внимание. В конце дошкольного возраста у детей появляются начатки долговременной и кратковременной памяти.

Способствуют развитию памяти ситуации, в которых малыш должен запомнить какие-то правила или вспомнить обязательные предписания или запреты.

Тренировка и развитие памяти происходит также во время учебных игр и игр с правилами, во время подготовки к декламации стихов или пения песен на торжествах в детском саду.

Речь и осознание развиваются на основе обогащения опытом в ходе практической деятельности ребенка. Легче всего кроха усваивает себе новые слова тогда, когда видит соответствующие им предметы, явления, действия, когда сталкивается с ними в практической деятельности.

Только у детишек старшего возраста начинают получаться первые формы мышления абстрактного.

Период дошкольного возраста называют „возрастом вопросов”, так как кроха в этом возрасте задает много вопросов и, таким образом, приобретает знания. Вопросы свидетельствуют о развитии мышления ребенка.

Первые вопросы деток являются проявлением зарождающегося интеллекта ребенка!

Ответы взрослых на эти вопросы чрезвычайно важны для правильного развития ребенка; они должны быть понятны для детлк, поощрять их, по возможности, к самостоятельному решению задач.

Вопросы малыша о названиях, причинах, последствиях („что это”, „почему”, „зачем”, „где”?) – свидетельствуют о том, что мышление ребенка утрачивает характер абстрактного; приобретает все более и более причинно-следственные формы.

Именно в вопросах проявляются умственные усилия крохи, желающего понять окружающую его реальность.

После трех лет малыш уже использует процессы осознания ситуативно. Указанная ситуация обновляет следы памяти прежних переживаний и информации, чадо оперирует ими в уме, а готовый результат мыслительного процесса применяется на практике.

Нервная система должна достичь уже такой зрелости, чтобы оперировать информацией, а ребенок должен иметь достаточное количество информации.

К концу дошкольного возраста мышление ребенка становится все более зрелым: он начинает оперировать цифрами, решает простые арифметические операции, усваивает себе представления о явлениях и предметах.

Большую роль в развитии мышления и речи ребенка дошкольного возраста играют рассказы родителей, беседы, сказки, побуждающие малыша эмоционально и способствующие развитию его творческого воображения.

Важно осознание того, что умственное воспитание является неотъемлемой частью процесса воспитания и осуществляется оно в процессе обучения дошкольника, приобретения ими индивидуального опыта.

Знание особенностей осознания ребенка дошкольного возраста способствует эффективности действий, предпринимаемых со стороны родителей и педагогов.

Про развитие мышления дошкольников мы вам рассказали, удачи в воспитании!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: