Принуждение в воспитании ребенка

Добрый день, дорогие родители. Поговорим про принуждение в воспитании ребенка. Примус (принуждение) – одно из средств воспитания, основанное на активном и непосредственном обнаружении воли воспитателя к воспитуемому, несмотря на сопротивление последнего.


Необходимость принуждения обусловлена, прежде всего, сложностью процесса дисциплинирования, направленного на преодоление противоречий между нужным и реальным поведением дошкольников и школьников.

Принуждение в воспитании детей

В дружной семье, где уважают установленный режим и порядок, такие противоречия решаются легко и преимущественно средствами убеждения. Но если оно не дает положительных результатов, приходится обращаться к принуждению.

Как использовать принуждение в воспитании детей?

Родители должны знать, что для младшего школьника их авторитет чаще неоспорим. У подростка родители в силу определенных причин могут уже не иметь достаточного авторитета, и его покорность непосредственно связана с личным отношением к ним.

Следует учитывать также, что педагогические возможности принуждения ограничены и вызывают лишь элементарную покорность, которая для более высоких форм дисциплины далеко недостаточна.

Злоупотребление таким методом воспитания крайне вредно:

  • оно культивирует «авторитет угнетенного»,
  • формирует психологию «винтика», лишая чадо индивидуальности,
  • обостряет его сопротивление,
  • создает антагонистические отношения между ним и родителями.

Родители применяют принуждение в воспитании ребенка в том случае, если в семейном кругу есть определенные проблемы. Например, школьник постоянно избегает домашней работы, ленится, не помогает взрослым, недобросовестно относится к приготовлению уроков и тому подобное.

При таких обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка может быть лишь временной мерой, которая сочетается с объяснением, убеждением, требованиями, поощрением.

При решении задач воспитания следует понимать, чего можно достичь принуждением, а что требует более гибких средств педагогического воздействия.

Например, родители хотят, чтобы их школьник хорошо учился, и заставляют его готовить уроки в определенное время. Но этим еще не обеспечивается воспитание исполнительности и любознательности. Эти качества развиваются постепенно, если стимулировать интерес и активность школьника.

При определенных обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка. может принимать различные формы. Так, если ученик имеет ярко выраженные способности, но еще не понимает этого и не стремится их развивать, бывает полезным заставить его заняться соответствующим видом деятельности (математикой, музыкой и т.д.).

Однако это надо делать так, чтобы не вызвать у школьника негативного отношения или даже отвращения к этой деятельности, и ни в коем случае не переоценивать его способности и возможности, не заставлять ученика делать то, к чему нет таланта.

Принуждение в воспитании ребенка

Этот метод воспитания основывается на авторитете родителей. Твердость и спокойствие, с которым дается распоряжение, свидетельствуют о внутренней силе воспитателя, и детки чаще всего хорошо это чувствуют.

Принуждение в воспитании ребенка может иметь форму приказа, распоряжения, иногда подкрепляется наказаниями. Но во всех случаях родители должны руководствоваться правилом: чем больше требований к сыну или дочери, тем больше уважения к нему.

Принуждение в воспитании ребенка оправдано, если у воспитателя есть твердая уверенность в том, что чадо подчинится и послушает его. Иначе цель не будет достигнута.

Целесообразно в отдельных случаях сочетать принуждение в воспитании ребенка с другими методами воспитания. Это способствует формированию у дошкольников и школьников привычки подчинять при необходимости собственное «хочу» разумным «нужно», умение организовывать себя, опираясь на собственную инициативу, активность и самостоятельность, приобретенных в процессе развития личности.

Категорическое принуждение в воспитании ребенка необходимо во всех случаях, когда создается угроза или опасность для жизни несмышленыша и необходимо немедленно выполнить определенные действия, а не употреблять другие методы педагогического воздействия: разъяснение, убеждение.

Удачи! :)

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: