Принуждение в воспитании ребенка
Добрый день, дорогие родители. Поговорим про принуждение в воспитании ребенка. Примус (принуждение) – одно из средств воспитания, основанное на активном и непосредственном обнаружении воли воспитателя к воспитуемому, несмотря на сопротивление последнего.
Необходимость принуждения обусловлена, прежде всего, сложностью процесса дисциплинирования, направленного на преодоление противоречий между нужным и реальным поведением дошкольников и школьников.
В дружной семье, где уважают установленный режим и порядок, такие противоречия решаются легко и преимущественно средствами убеждения. Но если оно не дает положительных результатов, приходится обращаться к принуждению.
Как использовать принуждение в воспитании детей?
Родители должны знать, что для младшего школьника их авторитет чаще неоспорим. У подростка родители в силу определенных причин могут уже не иметь достаточного авторитета, и его покорность непосредственно связана с личным отношением к ним.
Следует учитывать также, что педагогические возможности принуждения ограничены и вызывают лишь элементарную покорность, которая для более высоких форм дисциплины далеко недостаточна.
Злоупотребление таким методом воспитания крайне вредно:
- оно культивирует «авторитет угнетенного»,
- формирует психологию «винтика», лишая чадо индивидуальности,
- обостряет его сопротивление,
- создает антагонистические отношения между ним и родителями.
Родители применяют принуждение в воспитании ребенка в том случае, если в семейном кругу есть определенные проблемы. Например, школьник постоянно избегает домашней работы, ленится, не помогает взрослым, недобросовестно относится к приготовлению уроков и тому подобное.
При таких обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка может быть лишь временной мерой, которая сочетается с объяснением, убеждением, требованиями, поощрением.
При решении задач воспитания следует понимать, чего можно достичь принуждением, а что требует более гибких средств педагогического воздействия.
Например, родители хотят, чтобы их школьник хорошо учился, и заставляют его готовить уроки в определенное время. Но этим еще не обеспечивается воспитание исполнительности и любознательности. Эти качества развиваются постепенно, если стимулировать интерес и активность школьника.
При определенных обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка. может принимать различные формы. Так, если ученик имеет ярко выраженные способности, но еще не понимает этого и не стремится их развивать, бывает полезным заставить его заняться соответствующим видом деятельности (математикой, музыкой и т.д.).
Однако это надо делать так, чтобы не вызвать у школьника негативного отношения или даже отвращения к этой деятельности, и ни в коем случае не переоценивать его способности и возможности, не заставлять ученика делать то, к чему нет таланта.
Этот метод воспитания основывается на авторитете родителей. Твердость и спокойствие, с которым дается распоряжение, свидетельствуют о внутренней силе воспитателя, и детки чаще всего хорошо это чувствуют.
Принуждение в воспитании ребенка может иметь форму приказа, распоряжения, иногда подкрепляется наказаниями. Но во всех случаях родители должны руководствоваться правилом: чем больше требований к сыну или дочери, тем больше уважения к нему.
Принуждение в воспитании ребенка оправдано, если у воспитателя есть твердая уверенность в том, что чадо подчинится и послушает его. Иначе цель не будет достигнута.
Целесообразно в отдельных случаях сочетать принуждение в воспитании ребенка с другими методами воспитания. Это способствует формированию у дошкольников и школьников привычки подчинять при необходимости собственное «хочу» разумным «нужно», умение организовывать себя, опираясь на собственную инициативу, активность и самостоятельность, приобретенных в процессе развития личности.
Категорическое принуждение в воспитании ребенка необходимо во всех случаях, когда создается угроза или опасность для жизни несмышленыша и необходимо немедленно выполнить определенные действия, а не употреблять другие методы педагогического воздействия: разъяснение, убеждение.
Удачи!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...