Как правильно хвалить ребенка и критиковать
Успехи своих детей отмечают все родители. Конечно же, им приятно видеть очередные достижения и старания своего ребенка: нарисовал красивый рисунок – молодец, художник растет; помог маме – умница и пр. Как правильно хвалить ребенка и критиковать — наша тема сегодня.
Как правильно хвалить ребенка и критиковать
С того момента, как у ребенка начинается школьная жизнь, у родителей появляется больше причин, чтобы его похвалить или же проявить свое недовольство.
Кстати, психологи и педагоги предупреждают, что оценочная критика и похвала – вещи неконструктивные. Они навязывают ребенку определенную роль, в большинстве случаев не соответствующую его личности.
Скорее всего, вам не раз приходилось сталкиваться с таким поведением – вы хвалите ребенка, и после этого он начинает вести себя «наоборот» и капризничать.
Таким образом, он демонстрирует, что он действительно хороший, как его воспринимают, или что он не хочет соответствовать ожиданиям с вашей стороны.
Он начинает перебирать в памяти ситуации, когда не был таким хорошим, показывая, что имеет право на то, что может быть разным.
А замечали ли вы, что в ответ на критику ребенок и вовсе перестает стараться. Конечно, зачем это нужно? Ведь мама уже решила, что он ленивый, бестолковый… Психологи настаивают на том, что правильная похвала может быть только описательной. Но ни в коем случае не оценочной.
Описательная похвала – что это? Как правильно хвалить ребенка?
Когда ребенок старается, прикладывает усилия, добивается каких-то результатов, большинство родителей произносят не совсем интересное и достаточно простое слово: «Молодец». Как правило. Таким родителям лень вникнуть в суть детского достижения, поэтому их слово «Молодец» звучит не иначе как «Отстань».
Человек, заинтересованный в успехах своего ребенка, всегда будет действовать иначе. Он с легкостью включается в процесс: «Давай посмотрим, что ты сегодня нарисовал (сделал, слепил и пр.). Я вижу полосатого котенка. Как ты его назовешь? Ты будешь рисовать для него домик?». Благодаря включению в творческий процесс ребенка, взрослый оценивает исключительно его результат, его достижение, но и не его самого.
Когда похвалы слишком много — Как правильно хвалить ребенка
На примере описательной похвалы напрашивается вопрос – а всегда ли нужно говорить только о хорошем? Конечно же, нет. Ребенку не следует жить в мире запретов и взрослых оценок. В противном случае он никогда не сможет научиться определять свои желания и думать. Восторг родителей, ставший постоянным, не может быть лучше занудства и хронического чтения морали.
Чтобы похвалить ребенка достаточно сказать ему, что именно вам понравилось в его поступках, действиях, творчестве. Если вы недовольны его поведением, то об этом также нужно говорить прямо, объясняя, какое конкретное действие на ваш взгляд является неправильным.
Поговорите с ним, узнайте – возможно, он видит другие варианты развития событий, в этом случае обсудите их, а также проследите за тем, прислушается ли он к вашему совету. Конечно, можно остаться и в стороне: неправильный поступок, ошибка всегда влекут за собой должное наказание, урок.
Как правильно хвалить ребенка — с помощью оценочной похвалы родители учат своего ребенка безоговорочно доверять мнению взрослого человека в ущерб собственному, отучают его рационально мыслить, принимать самостоятельные решения, в результате на выходе получается неуверенный человек.
С возрастом ребенку придется найти ответ на вопрос – чего он ждет от жизни, что он хочет, какие он имеет ценности и принципы.
К сожалению, многие послушные и исполнительные дети, столь «удобные» для взрослых, обнаруживают, что он не имеют собственного мнения, им только важна реакция окружающих на свои действия с точки зрения «плохо» и «хорошо».
Соблюдайте запреты, выполняйте правила.
Представьте себе двух детей: одному родители все запрещают, другому же все позволительно. При этом оба уверены, что их не любят родители.
Первый потому что все запрещают, получается, взрослым неинтересны его потребности и желания.
Второй считает, что раз ему все позволено, значит, взрослым нет до него никакого дела.
Впоследствии, уже в подростковом возрасте, эти дети обязательно сделают следующие выводы – я никому не нужен, мое мнение неинтересно, никто со мной не станет считаться.
Чтобы этого не произошло, важен родительский самоконтроль. Нельзя воспитывать детей типичным подходом «хороший – плохой», «нельзя — можно». Необходимо научиться совмещать свободу и самостоятельность ребенка с исполнением общих правил. Воспитание – это обучение, а не формирование в ребенке условных рефлексов.
Если возникает недопустимое поведение необходимо наказывать, но не физически, а морально. Потому что моральный урок, даже элементарное стояние в углу, позволяет одновременно обсудить, что конкретно вам не нравится в содеянном, и как можно было поступить иначе.
На собственных ошибках и примерах, каждый родитель найдет способ, позволяющий говорить с ребенком и при этом быть услышанным. Каждый человек, независимо от того ребенок он или взрослый, слышит обращенное к себе слово. Не приказывайте, а говорите, — и ваши дети вас обязательно услышат и ответят.
Как правильно хвалить ребенка и критиковать мы рассказали, попробуйте!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...
Комментариев: 1
Очень интересная статья. Я теперь уже общаюсь с внуками и на многое стал смотреть иначе, чем в молодости: замечаю какие-то реакции ребят, на которые раньше вряд ли обратил бы внимание. Ваша статья подтверждает и некоторые из моих наблюдений.
Спасибо Вам от дедушек