Как общаться с ребенком дошкольного возраста
Добрый день, дорогие родители. Как общаться с ребенком дошкольного возраста? Общение с сыном или дочерью, пожалуй, самый важный и основной момент в воспитательном процессе.
Без такого значительного аспекта не может произойти полноценного развития малыша как личности и как следствие, становление человека, должным образом взаимодействующего с окружающими.
Но на сегодняшний день очень часто, так необходимое общение с родителями и с членами семьи, для крохи выступает на второй план, либо является чисто формальным и поверхностным, либо отсутствует вовсе.
И такой факт весьма прискорбен, ведь именно взаимодействие и общение с мамой, папой и другими членами семьи и направляет чадо в будущем, определяет его характер, поведение и, главное, отношение с другими людьми.
Но поскольку сегодня в семьях могут работать, как и отцы, так и матери, то нередки те моменты, когда времени на общение со своим чадом просто катастрофически не хватает.
Как общаться с ребенком дошкольного возраста
Естественно, свои силы и энергию родители растрачивают на то, чтобы решить какие-либо семейные обстоятельства и проблемы, оставляя собственному ребенку только самую малую часть, которую пытаются восполнить путем только лишь указаний и критики.
Так, например, папа или мама по приходу домой говорят своему маленькому сыну или дочери убраться в комнате, собрать игрушки, умыться и лечь спать, но при этом исчезает самый важный процесс в общении – душевная взаимосвязь и теплота между родителем и ребенком.
Бывает и так, что родители элементарно не могут или не умеют общаться с детьми дошкольного возраста, считая их слишком маленькими для каких-либо разговоров и всерьез думая, что поверхностного общения вполне достаточно для дошкольников.
Но если малыш дошкольного возраста не будет иметь возможности выговариваться о том, что его беспокоит, или же просто весь его познавательный интерес к исследованию и бесконечные вопросы, грубо говоря, будут все время душить, то последствия могут быть самыми плачевными.
Если в семье детей дошкольного возраста отсутствует тесная эмоциональная взаимосвязь с родными по причине того, что никто среди них не слушает друг друга, не делятся переживаниями, не поддерживают и не просят советов, то дети, скорее всего, вырастут черствыми, бесчувственными людьми, не умеющими сопереживать, сострадать и оказывать помощь другим людям.
А такому малышу еще в будущем собственную семью создавать и потому нетрудно догадаться, какая атмосфера будет уже в его семье.
Конечно, родители не руководствуются определенным мотивом, из-за которого и предпочитают выяснять отношения при сыне или дочке, не жалея его детской неокрепшей психики, но результат обязательно не заставит себя ждать, пусть и не сразу.
Порой взрослым достаточно иметь на виду малыша, только чтобы он вел себя тихо, но при этом, не взаимодействуя с ним.
Во избежание возможных негативных последствий мы с вами поговорим о том, когда начинать и как общаться с ребенком дошкольного возраста.
Когда стоит начать разговаривать с малышом?
Как мы уже сказали выше, необходимо начинать общение с крохой сразу после его появления на свет, но в идеале следует начать говорить с ним еще во время беременности, не опасаясь, что малыш не понимает и не слышит вас.
На самом деле новорожденные младенцы после двух-трех недель начинают слушать вас и могут уже останавливать свой взгляд на взрослом, который ведет с ним беседу.
Особенности общения с малышами дошкольного возраста таковы, что первое время с ребенком должна разговаривать именно мама, ведь тесная связь изначально образуется именно между матерью и малышом, а затем уже отец и другие члены семьи включаются в процесс воспитания и развития.
Разумеется, подобные беседы не должны быть построены на длинных предложениях и сложных словах, которые кроха не в силах понять, потому будет достаточно объяснять ребенку, например: «Мама кормит Васю».
То есть, таким образом, местоимение «ты» кроха еще неспособен понять, но постепенно, как правило, после второго полугодия жизни, можно включать личное пояснение, которое чадо научится осознавать: «Ты сейчас покушаешь» или «Мы с тобой пойдем в ванную, и я тебя искупаю».
Существует несколько видов особенностей общения с ребенком, а именно:
- Ситуативно-личностная;
- Ситуативно-деловая;
- Внеситаутивная, которая, в свою очередь, делится на:
- Познавательная;
- Личностная.
Таким образом, ситуативно-личностная форма присутствует между ребенком и взрослым от рождения до 6 месяцев. В этот период взаимодействие ограничивается только, непосредственно, между малышом и родителем, где не существует внешних факторов.
Ребенок начинает иметь представление только о том, кто разговаривает с ним, начинает испытывать симпатию, привязанность, которая не зависит от поступков, мотивов и поведения взрослого. То есть кроху устраивает сам факт общения, поскольку ему уделяют внимание, дарят тепло.
И потому в этот период очень важно, чтобы с малышом активно и охотно контактировали родители, закладывая основу взаимодействия с людьми.
Как общаться с ребенком дошкольного возраста? Ситуативно-деловая форма общения начинает проявляться в тот момент, когда мальчику или девочке уже недостаточно просто находиться рядом с объектом симпатии, когда не хватает только проявления внимания и заботы со стороны – он вовсю жаждет познать и другую особенность контактирования с родителем.
Деток уже интересует человек не только сам по себе, но и наличие у него каких-либо вещей и то, как он может с ними обращаться и использовать.
Ситуативно-деловая форма общения наступает еще и в те моменты, когда детки начинают делать первые шаги и интересоваться предметами в обстановке. Однако если вся комната будет обставлена различными игрушками, яркими, красочными и разными по своей структуре, то это вовсе не означает, что малыш начнет охотно с ними играть – он просто не знает, как.
А вот если взрослый возьмет игрушку (куклу) и покажет, как ее можно причесывать или накормить, то после такой демонстрации малыш с энтузиазмом примется за игрушку.
Но в данном процессе не стоит забывать знакомить маленького человечка и с другими предметами, объясняя и проговаривая название каждого.
Поскольку после проявления ситуативно-деловой формы общения ребенок также начинает активно жестикулировать и пытаться выговаривать слова, то со временем он научится указывать взрослому на желаемый объект и стараться назвать его. Обязательно слушайте ребенка, не торопите и он начнет просить вас о том, что ему нужно.
Как общаться с ребенком дошкольного возраста? Таким образом осуществляется ситуативно-деловая форма общения.
Поговорим о следующей особенности контактирования – внеситуативной.
Личностная форма общения у детей дошкольного возраста наступает, как правило, после трех лет, поскольку начинается новый кризис – кризис трех лет. Такой период, когда ребенку уже не хватает обычного общения с родителями, он ждет уважения и активно это проявляет.
Поэтому он может слишком резко и противоречиво воспринимать критику и упреки со стороны взрослых. В такой период важно акцентировать внимание малыша на его успехах и достижениях, и не указывать на частые ошибки, которые естественным образом присутствуют в жизни каждого.
Если маленький человечек рисует и у него получается плохо, не стоит говорить об этом, не отбивайте у крохи желание продолжать рисовать, но лучше похвалите отдельные детали в изображении, даже если они не самые значительные.
Познавательная форма общения образуется, когда крохе становится четыре или пять лет. Конечно, детки дошкольного возраста не могут самостоятельно найти ответы на свои вопросы в книге и потому они обращаются именно к родителям.
Так, например, чадо может совершенно спокойно спросить у взрослого: «Из чего делают бумагу?» Следует иметь в виду, что малыш не ждет от вас энциклопедических знаний, он просто проявляет интерес к окружающему миру и потому вполне достаточно будет ответить: «Бумагу делают из дерева».
Как правило, дошкольников устраивает такой простой ответ, ведь он удовлетворил его вопрос. Но, ни в коем случае не искажайте реальность, ограничивайтесь несложным ответом и объяснением, но не выдумывайте тех деталей, которых не существует.
Не забудем упомянуть и про другую особенность общения, которая присуще деткам уже старшего дошкольного возраста, имеющая название внеситуативно-личностная форма.
Начинается она в тот момент, когда кроха уже проявляет интерес не только к родным, близким и окружающей обстановки, но и к другим людям, к их поступкам, поведению и мотивам. И очень важно не отбивать у малыша желание познавать других людей.
Кстати, на этом этапе взрослым, как никогда, необходимо следить именно за своим поведением и не допускать противоречивости. Например, когда после ухода гостей вы начинаете их критиковать и проявлять неприязнь, хотя в их присутствии охотно улыбались и были доброжелательны.
Как общаться с ребенком дошкольного возраста? Отвечайте на вопросы вашего малыша о других людях, опять же, не искажая реальности, поскольку малыш рано или поздно должен ознакомиться, как с положительными качествами человека, так и с отрицательными.
Несомненным является тот факт, что именно мама и папа, а также родственники выступают образцом для подражания малыша и потому нужно стараться следить за своими поступками, поведением, ведь детки дошкольного возраста не вырастут добрыми, отзывчивыми людьми, если в семье такие качества не ценятся.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что с ребенком можно и нужно общаться в любое время, по возможности много, стараться вникнуть в его переживания, радости, страхи, стремления и так далее. Ведь только посредством общения можно стать другом для малыша, опорой и поддержкой в любых начинаниях.
Как общаться с ребенком дошкольного возраста мы посоветовали. Как вырастить и воспитать ребенка Наполеона почитайте!
Будьте счастливы!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...