Изучение личности – методы и подходы

Добрый день, дорогие домоседы! Основные подходы к изучению личности. Изучение личности имеет свои методы. Вообще, почти любая психологическая школа стремится изучать личность. Ведь несмотря на ее сложность, она является существенным фактором человеческой жизни.

От того, насколько одна личность подходит друг к другу и что нужно делать для того, чтобы стать лучше и добиться успеха, зависит не только благосостояние самого человека, но и его близких.

Невозможно изучать психологию и отойти от темы личности.

И для этого существует ряд психологических школ. Каждая трактует наше поведение по-своему. Ведь не только основные положения этих подходов отличается, может различаться даже методологический аппарат.

Что это такое? Методологический аппарат – это комплекс методов, которые используются в любой науке для изучения ее предмета и объекта. Не всегда методы противоречат друг другу.

То же самое можно сказать и о теориях, которые исходят из этих методов. Нельзя сказать, что одна противоречит другой.

Просто учение в каждом психологическом подходе к изучению личности будеть пригодным для определенного слоя населения.

На других же эта теория не будет распространяться. Например, на одних алкоголиков действует поведенческий подход, а на других – нет.

Изучение личности – методы и подходы

То же самое касается и психодинамических подходов, которые основываются на принципе, что любые проблемы берутся из детства. Это, естественно, хорошо. Но ведь пятилетний ребенок не показывает аддиктивного поведения почти никогда. При чем здесь психоанализ?

В общем, можем сказать, что каждая теория личности права по-своему, в собственных аспектах предмета персонологии. Именно поэтому можно сказать, что все теории верны.

Но давайте уже приступим непосредственно к их рассмотрению.

Содержание статьи:

Изучение личности – Поведенческий подход

Поведенческий подход собой являет целый комплекс возможных теорий личности, для которых характерно рассмотрение личности человека не как комплекса внутренних состояний и мотивов к действию, как самого действия.

То есть, если человек что-то делает – это может поддаваться объективному анализу в рамках поведенческого подхода. Если же нет – увы. Этот подход является достаточно спорным, так как достаточно часто рассматривается только теория бихевиоризма. Но разница очень большая.

Это очень сложно выглядит, поэтому давайте немного разберемся конкретнее, что означает поведенческий подход. Фактически, психологи, использующие его в своей практике, используют одно как объективный критерий – поведение.

То есть, условно говоря, если человек совершил преступление, то не учитывается его душевное состояние в тот момент. Но это очень условно, так как психология не является криминалистикой. Это просто было приведено для простоты примера.

Поведенческий подход в себя включает целых пять психологических теорий, которые трактуют поведение и как комплекс внешних влияний в сочетании с внутренними усилиями человека и как безличный внутренний мир, управляемый только стимулами из внешнего мира.

Последний – это бихевиоризм. Это течение было очень популярно в начале двадцатого века, которое постулировало, что человек – это существо, которое намного больше подвластно стимулам из окружающего мира, чем мы привыкли.

Через какое-то время это течение было заменено более перспективной когнитивной психологией. Но частично положения бихевиоризма продолжают использоваться.

В первом случае – это личностно-деятельный подход, который достаточно активно продвигался нашими советскими психологами совместно с иностранными коллегами.

В общем, вы поняли логику поведенческого подхода. Только человеческое поведение может быть проанализировано. Все, что нельзя непосредственно наблюдать, просто не вносится в психологический анализ.

Это, естественно, неплохая идея. Но невозможно не учитывать личность как духовное существо, которое стремится не только получить животные удовольствия, но и проявлять себя как полноценный член социума: подниматься по карьерной лестнице, стремиться получить как можно больше признания со стороны других людей.

К сожалению, в поведенческом подходе порой этот немаловажный фактор не берется в учет. Собственно, не сильно и нужно, так как есть другие подходы, которые могут использоваться в ситуациях, которые подразумевают учета глубинных человеческих переживаний.

На то психология является целой наукой, что одна школа скорее не конкурирует с другой, а дополняет ее своими теориями. Но дыры в отдельно взятом подходе возможны всегда.

Поэтому иногда внутри поведенческой парадигмы могут случаться разного рода промахи. И тогда ее выручают другие подходы в психологии личности. Можно даже использовать эти пункты комплексно.

То есть, часть интерпретации личности возьмем на поведенческий подход, а вторую часть – на гуманистическую парадигму.

Не забывайте о том, что поведенческий подход является одним из самых весомых в силу того, сколько теорий с разных стран он объединяет.

Изучение личности в гуманистической психологии

Одной из самых гуманных являются взгляды на личность в гуманистической психологии. Собственно, по названию это видно. Для гуманистической психологии характерны антропоцентрические философские взгляды.

Как это? Согласно антропоцентрической философии человек является центром вселенной и он может делать все для собственного совершенствования. В гуманистической психологии человек – это существо, которое постоянно хочет развиваться и старается взять контроль над своей животной природой.

Примером сторонников гуманистического подхода может быть Абрахам Маслоу, который известен своей иерархией потребностей.

Изучение личности в когнитивной парадигме

В когнитивной психологии считается, что личность формируется исходя из того, как она мыслит. И все аспекты, которые проявляются в ней, также являются следствием образа ее мышления.

Согласно когнитивному подходу человек является исследователем, который постоянно хочет найти свои ответы на возникающие вопросы. В зависимости от того, как интерпретируется окружающий мир, и зависит личность.

Изучение личности в психодинамическом подходе

Если другие подходы рассматривают личность человека преимущественно как продукт сознания, то согласно психодинамическому подходу на первое место становится подсознание. Именно оно определяет все дальнейшее поведение человека.

Подсознание формируется в детстве. Для того чтобы личность формировалась благополучно, ему нужно пройти ряд испытаний в этом маленьком возрасте. От того, насколько это удачно получилось, зависит результат формирования личности.

Вообще, психодинамический подход уходит далеко за пределы Фрейдовской психологии. Сюда также входят учения его учеников, которые потом от него отделились: Юнга и Адлера. Каждый толкает собственную теорию личности.

Вот такое изучение личности и такие подходы к изучению личности. Как видим, они принципиально отличаются не столько самим пониманием, что такое личность как акцентированием внимания на определенных ее аспектах. А их, оказывается просто огромное количество.

Поведенческий подход во главу угла ставит поведение, гуманистический – стремление человека к самосовершенствованию.

Когнитивный акцентируется преимущественно на том, что происходит в черепной коробке человека.

А психодинамический представлен как акцентированием на подсознании, так и на определенной смеси психоанализа с гуманистическими концепциями.

Это основные психологические течения на изучение личности, каждое из которых имеет собственные теории.

Наша следующая статья, где затронуты изучение личности и психология личности — «Личность – психология личности» — https://sosed-domosed.ru/lichnost-psixologiya-lichnosti/ — читайте!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.