Воспитание экологической культуры

Воспитание экологической культуры сегодня — безопасные условия жизни завтра! Экологическое образование и воспитание, становятся основным, если не главным, то значительным ресурсом, поскольку беспрецедентно возрастает роль человеческого фактора.

Только воспитание социально-экологической культуры с детства позволит гарантировать в будущем безопасные условия жизни.

Воспитание экологической культуры

Социально-экологическая культура предполагает проявление духовно-нравственных качеств личности, являющихся психологическим инструментом интеллектуальной и поведенческой активности на основе моральных принципов.

Духовно-нравственное развитие является базой духовного становления личности, формирования сознания, личностных качеств.

При этом необходимо заметить, что традиционный подход к человеку, как представителю животного мира, не оправдывает себя в полной мере, поскольку парадигма такого подхода ограничивает возможности его изучения, проявления духовной сферы.

Поэтому духовное развитие личности должно происходить на таких принципах, которые отражают содержание высших качеств духовно-нравственного уровня и лежат в основе духовной, социально-экологической культуры.

В конечном итоге, они содействуют созданию парадигмы, способной снять известные ограничения в изучении проблем человека в традициях западной науки.

Эти принципы гармонично увязаны между собой и нарушение хотя бы одного из них приводит к деформации психического развития личности, исчезновению гармонии взаимодействия уровневых структур, что, несомненно, скажется не только на самом человеке, но и на условиях жизни завтрашнего дня.

К этим принципам относятся:

  • любовь к человеку,
  • способность человека любить,
  • здоровье человека,
  • возможность самореализации личности,
  • гармония человека с природой.

Воспитание экологической культуры по принципу «Любовь к человеку»

I принцип — любовь к человеку.

С первого дня своего проявления в утробной жизни человек должен чувствовать любовь к себе. Если он с детства нелюбим, не испытал этой любви, остался недолюбимым, то это обязательно скажется на его психическом развитии в дальнейшем, что, в конечном итоге, может вылиться в асоциальное поведение или даже в суицидные действия.

Но любовь к человеку не должна быть «слепой», так как обволакивающая излишняя забота лишает его нормального психического развития.

Дело в том, что любые действия человека, а тем более ребенка, направлены на удовлетворение постоянно возникающих потребностей. Поэтому психика человека активна всегда, постоянно находится в беспрерывном контакте с внешним миром.

В зависимости от того, какие возникают потребности и условия для их удовлетворения, формируются внутренние психические состояния, мотивы, которые побуждают человека к соответствующим действиям.

Происходит энергетическая разрядка нервного напряжения, которое возникает при формировании психического мотива. Как только произошло полное удовлетворение возникшей потребности, появляются новые условия для возникновения другой потребности, с соответствующими механизмами психологической мотивации.

Таким образом, активный жизненный цикл человека представляет собой совокупность активных действий по удовлетворению постоянно возникающих потребностей.

Время формирования мотива и время удовлетворения потребности зависит в основном от психофизиологических особенностей организма ребенка, а время волевого усилия и пауза в потребностях может изменяться достаточно в широких пределах.

Время паузы в потребностях и время волевого усилия имеют свои специфические особенности.

Например, время паузы в потребностях должно быть как можно дольше, чтобы ребенок мог, как можно полнее разобраться, например, в купленной игрушке, найти, возможно, более широкую область ее использования. Рассматриваем и современные компьютерный игры онлайн для мальчиков и девочек на http://igryman.ru ролевые и с персонажами. В этом необходима помощь со стороны родителей и воспитателей.

Волевое усилие не должно быть долгим, так как это грозит эмоциональным срывом, когда ребенок может впасть в аффективное состояние. Временем волевого усилия необходимо управлять.

При этом заметим тот факт, что время паузы в потребностях будет тем продолжительнее, чем выше будет уровень психического напряжения мотива.

Но, если мы ребенка так сильно любим, что не даем ему возможности проявить себя в процессе волевого усилия, то и период паузы в потребности будет меньше или вообще может отсутствовать, что приводит, в конечном итоге, к поверхностному осваиванию содержания удовлетворенной потребности или даже вообще к угасанию интереса к ней.

Таким образом, управление временными интервалами волевых усилий воспитывает у ребенка волю в достижении цели.

Потворствуя ребенку во всем, воспитываем слабоволие, что приводит к большой зависимости ребенка от других людей и неспособности самостоятельно принимать решения.

Необходимо заметить, что продолжение паузы в потребностях связано с процессами мышления. Чем дольше длиться пауза, тем активней проявляются процессы мышления по качественному освоению удовлетворенной потребности.

Таким образом, период активных действий будет характеризоваться функционированием нервной системы в целом.

Процесс управления активностью ребенка требует особого внимания со стороны воспитателя, чтобы не довести его до психического срыва, который приводит к резкому падению интереса к данной потребности, безразличному отношению к окружающему миру и, в конечном итоге, может быть причиной психического расстройства.

Поэтому принцип «Любовь к человеку», который непосредственно связан с развитием психики, формированием духовного мира человека необходимо учитывать в детском возрасте.

Воспитание экологической культуры по принципу «Способность человека любить»

II принцип — способность человека любить.

Наука доказала, что любая живая система, в том числе организм человека, не может сама по себе производить вещество, энергию и информацию для своего существования, а тем более развития. Все необходимое в вещественном, энергетическом и информационном планах живая система получает из внешней среды.

Если человека изолировать от среды, то он погибнет. Активный цикл определяется формированием психологического напряжения (мотива), которое затем расходуется для удовлетворения возникшей потребности.

Если удовлетворения потребности не происходит или происходит, но не полностью, психическое напряжение мотива сохраняется и мешает нормальному информационно-энергетическому обмену со средой, что приводит, в конечном итоге, к нарушениям психических процессов, работы органов, сбою в работе всей психофизиологической системы организма, возникновению заболеваний.

Когда мы говорим о любви, то имеем в виду, что возникающие потребности находятся вне сознания человека и его активность проявляется в интересах предмета его любви, даже порой в ущерб себе.

Удовлетворение человек получает от чувства того, что кому-то стало лучше, а он при этом помог ему удовлетворить потребности. Предметом любви может быть человек, животное, растение, вещь, к которым у человека особое отношение.

Такое функционирование психики приводит к активному информационно-энергетическому обмену со средой.

Когда речь идет об эгоистическом отношении человека к миру, то имеется в виду проявление активности в своих интересах, удовлетворение только своих потребностей. Предметом любви в данном случае является он сам.

Таким образом, потребности сформированы в нем самом, в пределах его внутреннего мира.

Это приводит к тому, что возникающие напряжения мотивов «застревают» в психике мешая ей нормально функционировать, ухудшая информационно-энергетический обмен с внешней средой, приводит к снижению эффективности восприятия окружающего мира, человек становится грубым, черствым, безжалостным, склонным к конфликтности.

В процессе воспитания, социализации огромное значение имеет направленность действий ребенка. Если ярче проявляется деятельность «для других», то это будет в большей степени характеризовать развитие духовно-нравственных качеств, которые не приемлют конфликтных ситуаций.

Чрезмерное развитие в ребенке такой активности может привести к тому, что он не сможет в должной мере проявлять самостоятельность в принятии решений и поведении, давать объективную оценку происходящим событиям, будет легче попадать под влияние других людей.

Активность «для себя» развивает в человеке эгоизм со всеми вытекающими последствиями.

В социально-экономических условиях общества, когда человек вступает в различные общественные отношения, он должен иметь свое личностное отношение к ним с проявлением в достаточной мере активной деятельности как «для других», так и «для себя».

Учитывая гармоничное развитие человека и действующий в гармоничной системе закон золотого сечения, определяющий соотношения крайностей, можно сделать вывод, что в балансе деятельности процентное соотношение активности «для других» и активности «для себя» в соответствии с золотой пропорцией должны быть 61,8 % и 38,2 % соответственно [3].

Но, чтобы такого соотношения достичь, необходимо воспитывать в человеке способность любить. Поэтому принцип «Способность человека любить» имеет непереоценимое значение.

Воспитание экологической культуры по принципу «Здоровье человека»

III принцип – здоровье человека.

Здоровье трактуется как правильная, нормальная деятельность организма. Когда организм работает с перебоями, с нарушениями каких-либо функций, то это не позволит человеку в полной мере ощутить радость жизни, чувствовать себя полноценным человеком.

На Руси сохранению здоровья и высокой работоспособности способствовали религиозные посты. Сущность постов заключалась в воздержании от всяких неблаговидных поступков, в подготовке организма к смене времен года.

С помощью постов организовывались частичные или полные разгрузочные дни. Однодневные посты выполняли роль разгрузочных дней в недельном цикле, а многодневные – в годовом.

Каждый верующий, за исключением детей, больных, немощных, должен был поститься по средам и пятницам в течение всего года, в Крещенский Сочельник. Помимо этого, существует четыре многодневных поста – Великий, Петров, Успенский и Рождественский [1].

Всего в православном церковном календаре занято постами около 200 дней. Таким образом, можно сказать, что 50% всего баланса активного жизненного цикла организм верующего человека находится в разгрузочном режиме, что способствует более интенсивному информационно-энергетическому обмену организма со средой.

В настоящее время такой режим работы организма у большинства населения нашей страны разрушен, что требует обязательного его восстановления, тем более что экологическая обстановка очень сложная:

  • в пищу употребляется недоброкачественная вода, продукты,
  • человек дышит отравленным воздухом, что, несомненно, сказывается на здоровье.

Соблюдение постов позволило бы перевести организм в более щадящий режим работы, уменьшить воздействие неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды.

Здоровье закладывается с детства. Как показывает практика, основными причинами заболеваний, с которыми человек живет порой всю жизнь, являются наследственность, родовые травмы и инфекции.

Полностью исключить влияние наследственности невозможно. Уменьшить влияние наследственных факторов можно, но это требует индивидуального специального подхода к родителям.

Родовые травмы и инфекционные заболевания чаще всего обусловлены психофизиологической неподготовленностью женского организма к деторождению.

Анализ информационно-энергетической модели психики человека показывает, что психофизиологическое развитие идет вплоть до 20-21 года, после чего можно считать, что организм человека созрел для самостоятельной жизни в обществе со всеми вытекающими последствиями.

Стадиальное развитие психических процессов и психики в целом подтверждается наличием критических возрастов в 6-7 лет, 13-14, в 20-21 год, когда более ярко проявляются психофизиологические изменения в организме и человек меняется в физическом плане [2].

В период до 6-7 лет происходит формирование и развитие всей гаммы психических процессов, которые функционируют достаточно обособленно друг от друга, что проявляется в неосознанных поступках ребенка; психика его как губка впитывает в себя воздействия окружающего мира.

В это время закладывается фундамент всей психики и каждое упущение в воспитании обязательно будет проявляться в будущем.

Период с 6-7 до 13-14 лет характеризуется тем, что активно развивается мыслительно-волевая сфера личности, процессы мышления и воли вступают в более тесные взаимодействия, благодаря которым ребенок не просто созерцает мир и действует в играх по какому-либо готовому образцу, подражая кому-то, а может самостоятельно решать возникшие перед ним задачи, согласовывать свои мысли с конкретными поступками, способен осознанно приобретать соответствующие знания, умения и закреплять все это в навыках.

В возрасте 13-14 лет психика переходит на более высокий уровень своего развития, поскольку происходит качественный психофизиологический кризис организма. Это связано с половым созреванием.

Процессы ощущения и восприятия связываются с глубокими эмоциональными переживаниями, развитием чувств человека, а механизм эмоций человека полнее окрашивается более обостренными процессами ощущения и восприятия, идет развитие перцептивно-аффективной сферы личности.

В конечном итоге, все это приводит к тому, что качественно меняется мироощущение человека: оно становиться более тонким, чувствительным к самым разным нюансам человеческих отношений между собой, окружающему миру, природе.

Сознание заполняется богатством форм жизни, красотой природы, совершенством чувств.

К 21 году нервная система приходит к своему оптимальному и стабильному состоянию.

Часто молодой человек не справляется с нахлынувшими на него яркими впечатлениями, качественно новыми чувствами, возникающими в его сознании, и стремится искусственно ускорить темпы своего развития путем вступлением в половые отношения, что может происходить на фоне употребления алкоголя, наркотиков, неправильного образа жизни.

Вследствие этого он преждевременно достигает своего качественно оптимального уровня развития, который оказывается ниже запрограммированного природой.

Психофизиологическая недоразвитость человека может переноситься на его детей, которые рождаются ослабленными, с наследственными заболеваниями, большей подверженностью к инфекциям.

Значение принципа «Здоровье человека» очевидно. Мы очень кратко и достаточно схематично коснулись его проблем, но вывод, к которому пришли, очевиден – все зависит от самого человека, от того, насколько серьезно отнесется он к себе и своей жизни.

Воспитание экологической культуры по принципу «Самореализации личности»

IV принцип — возможность самореализации личности.

Человек, живя в обществе, постоянно находится в каких-то социально-экономических отношениях, в которых проявляются его личностные качества.

Морально-психологический микроклимат, возникающий при этом, дает человеку возможность проявить себя в той или иной мере, раскрыть свой психофизиологический потенциал, удовлетворить формирующиеся потребности.

Личностное развитие человека в большой степени зависит от физического развития его организма, его биологической основы, которое закладывается в процессе деторождения.

Наследственность, родовые травмы и возможные инфекции играют при этом основную роль, поскольку не позволяют в полной мере задействовать весь психофизиологический потенциал организма, который несет в себе генетическую информацию родителей и определенную предрасположенность к какому-либо поведению и деятельности.

Чем больше человек проявляет свои способности, тем эффективней работает его психика, меньше возникает стрессовых и конфликтных ситуаций, условий для провоцирования каких-либо заболеваний, свободней происходит информационно-энергетический обмен организма со средой.

Поэтому необходимо создавать такие социально-экономические условия и формировать такой психологический микроклимат, чтобы человек мог реализовать свои возможности – самореализоваться.

Невыполнение этого принципа ведет к тому, что человек, работая не по призванию, постоянно находится в стрессовом состоянии, что может сказаться на возникновении каких-либо непредвиденных опасных для здоровья, производственных ситуаций.

Человеку необходимо оказывать всяческое содействие, чтобы помочь ему разобраться в себе, своих склонностях и способностях. Осуществление принципа «Возможность самореализации личности» приводит человека к духовной удовлетворенности своей жизнью, должной успокоенности.

Чувство же того, что прожил не свою жизнь или что нужно было жить по-другому, а менять что-то уже поздно, приводит к ощущению постоянно действующей досады, своей неполноценности, чувству ненужности, что, в конечном итоге, приводит к духовной опустошенности и деградации личности.

Воспитание экологической культуры по принципу «Гармония человека с природой»

V принцип – гармония человека с природой.

Современные знания о человеке убеждают в том, что он обладает огромными возможностями в преобразовании мира посредством активизации своей духовно-информационной структуры. Только гармония взаимодействия человека с природой позволит избежать катаклизмов в будущем.

Человек должен обладать культурой духовной жизни. Достаточно вспомнить, что целый ряд факторов воздействуют на него, но от него не зависят.

Все большее распространение приобретают медицинские астрологические прогнозы, связанные с днем, месяцем и годом рождения, влиянием солнечных магнитных бурь, фаз Луны, биоритмов организма, геопатогенных зон и др.

Учет хотя бы перечисленных факторов позволит человеку хорошо адаптироваться к внешним условиям и жить в гармонии с природой, сохраняя здоровье. Выполнение принципа «Гармонии человека с природой» должно лечь в основу его образа жизни.

Духовная культура личности является одной из качественных важнейших характеристик уровня развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований как активного и творческого субъекта исторического процесса.

Личность выступает носителем социально-экологической культуры и выразителем социального опыта, достижений в области социально-экономического развития общества.

Общая культура личности кристаллизуется в ее духовном мире как система потребностей в труде, в общественно-политической работе, в общении с искусством, в духовном творчестве и совокупность способностей для их реализации [3].

В условиях рыночной экономики, требующей от каждого выполнения требования конкурентоспособности, роль духовной культуры личности существенно возрастает. Это объясняется необходимостью полной реализации потенциальных возможностей человека с учетом проблем экологии.

Все будет зависеть от того, настолько серьезно человек отнесется к себе, своему развитию, изучению себя и своих возможностей, реализуя собственный потенциал социально-экологической культуры.

Таким образом, усвоение экологических знаний, норм и правил социально-экологической культуры является залогом будущего России с её революционными экономическими преобразованиями сегодняшнего дня.

Реферат – Воспитание экологической культуры по пяти принципам.

Литература:

  1. Брусилов Б. П. Хлеб да соль в посты и праздники. / Б. П. Боусилов. – М.: Советсткий спорт, 1996. – 400 с.
  2. Фалилеев В. В. Психологическая адаптация человека. Монография / В. В. Фалилеев. – Кемерово, КемТИПП, 1993. – 177 с.
  3. Фалилеев В.В. Онтология культуры личности на рубеже XX-XXI веков. Монография / В.В. Фалилеев. — Кемерово: КемГИИК, 1999. – 143 с.
Воспитание экологической культуры

Воспитание экологической культуры

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: