Социально коммуникативное развитие дошкольников
Обычно, когда рождается малыш, родителей интересует, что купить ему, как украсить комнату, и, наконец, как кормить и ухаживать за малышом. И только затем вы выбираете концепцию воспитания. Социально коммуникативное развитие дошкольников – наша тема сегодня.
Стимулируете развитие его талантов – интеллектуальных, творческих, спортивных. Но, не забываете ли вы также про социально коммуникативное развитие дошкольников?
Социальное развитие малыша сначала направлено на создание отношений через принятие. Это вытекает из естественных этапов развития человека.
Новорожденный и грудной младенец большую часть времени ищет физической близости матери, прикосновения ее тела. Это причиной является естественное желание продлить состояние комфорта симбиоза периода беременности.
Новорожденный малыш успокаивается сразу, как только окажется в руках у нас. Сразу ищет грудь и пытается, сначала неумело, из-за слабого зрения, различать черты лица матери.
Это важно не только потому что обеспечивает выживание (пища, тепло и чувство безопасности), но также является примитивной формой установления контакта.
Далее социально коммуникативное развитие дошкольников расширяется и переходит на новый уровень.
Социально коммуникативное развитие дошкольников
Рассмотрим, как протекает социально коммуникативное развитие дошкольников в разные возрастные периоды.
Социально коммуникативное развитие в 3 года
Трехлетний карапуз.
- Начало развития социальных навыков – новая социальная группа, выход за пределы семьи
- Чадо устанавливает новые контакты – с воспитателем и с ровесниками.
- Узнает и постепенно приобретает новые правила, нормы, господствующие в группе.
- Примерно в 3,5 года наблюдается снижение чувства безопасности в отношениях, как семейных (необходимость доказательства любви родителей, поиск их постоянного внимания), так и вне семейных.
Социально коммуникативное развитие в 4 года
Четырехлетний малыш.
- Совершенствует умение различать и понимать социальные роли.
- Четырехлетка учится быть в группе через игру, роли приняты в игре соответствуют полу.
- Развлечения также дают возможность для установления и развития социальных контактов.
- Преобладают одиночные игры.
- Распространенным явлением являются так называемые „невидимые друзья” (на пике развития воображения).
- Наблюдается тенденция к проверке границ и норм.
Социально коммуникативное развитие в 5 лет
Пятилетние детки
- В общении с другими пятилетками преобладают доверие и открытость, так же, как в общении с взрослыми.
- Значительную роль играет игра в группе – это возможность приобретения знаний о себе, о других и о разных социальных ролях.
- Повышается способность к участию в командных играх – общая цель и план действий.
- Иногда в играх наблюдается стремление получить преимущество над другими детьми (это связано с обретением знаний о своих возможностях).
- Появляются первые дружеские отношения, часто они имеют временный характер.
- Конфликты решаются путем выхода из конфликтной ситуации или перехода к другой деятельности.
Социально коммуникативное развитие в 6 лет
Шестилетний дошкольник
- Наблюдается склонность к проявлению крайних эмоций, что, в свою очередь, влияет на отношения с окружающими.
- В дальнейшем возникает необходимость соперничества и стремления к победе (шестилетка хочет быть лучше, иметь всего как можно больше и скорее).
- Иногда ухудшают отношения с родителями.
Как поддержать ребенка в социальном развитии?
Стоит давать малышу возможности для знакомств с новыми людьми (конечно, под своим контролем). Вы можете записать сына или дочку на занятия в какой-либо кружок или отпустить их поиграть с незнакомыми ребятами на детской площадке.
Важно введение четко определенной системы правил, которые применяются в отношении ребенка и в его окружении. Стоит обсудить с несмышленышем те правила и последствия, какие могут возникнуть из-за их несоблюдения.
Важную роль играют беседы с дочерью или сыном (описание окружающей нас действительности и событий, в которых участвуем). Также моделирование соответствующих вариантов поведения в общении с другими людьми (например, когда мы хотим научить ребенка, что стоит говорить правду, показываем ему на своем примере).
Помните, что отношения, в которых участвует чадо, обширны – от сверстников в детском саду, братьев и сестер, до взрослых соседей.
Так что стоит учить малыша работать в таких разных контекстах – подчеркнув их различия (в основном, различия в преобладающих условиях), обращая одновременно внимание на социальную роль и значение каждой из них, а также особенности построения отношений в каждом конкретном случае.
Дошкольник очень проницателен и отлично кодирует в памяти способ общения с людьми.
Здесь многое зависит от родителей – если они добры, открыты и дружелюбно настроены по отношению к другим – кроха это наблюдает и, естественно, автоматически, считает что так надо и себя ведет точно также. Становится открытым к миру – воспринимают его как место, интересное и дружелюбное.
Итак, как стимулировать социально коммуникативное развитие дошкольников 3-5 лет? Представим это в пунктах:
- Как родители, будьте примером. С самых ранних месяцев, берите ребенка везде с собой, научите его, что общество других людей, в том числе детей, является чем-то естественным и необходимым.
- На прогулки ходите с мамами, имеющими малышей того же возраста.
- Зовите друзей с детьми к себе, продолжайте посещать их.
- Позвольте детишкам узнать друг друга, дайте им моменты для себя, наблюдая со стороны, их реакции и не вмешиваясь без необходимости.
- Учите дошколят делиться своими игрушками, показать их своей подруге или сверстнику.
- Научите чадо уважать собственность своих сверстников. Некоторые детки имеют свои единственные любимые игрушки, которые носят с собой везде. Чужое имущество является чужой собственностью, и его следует уважать.
Учите детей решать конфликты по возможности в собственном кругу.
Помните, что большинство ваших поступков относительно других людей, кроха принимает как свои собственные и автоматически переносит на отношения со сверстниками.
Даже двух-трех летние детки, которые обняты в моменты грусти и стресса, таким же образом иногда пытаются утешить своих сверстников.
Научите ребенка тому, что действительно важно. Хорошо это делать не через длинные тирады, но, слушая и задавая вопросы. Это поможет ребенку найти себя в большой группе сверстников и не поддаваться ее влиянию.
Примером может быть ситуация в раннем детстве. Сын или дочка возвращается из детского сада и заявляет, что другие не хотят с ним играть, так как у него нет брендовой одежды или игрушек (да-да, сегодня это проблема есть даже в детском саду!).
Вместо того, чтобы бежать в магазин пополнять „недостатки” стоит организовать разговор и спросить ребенка, какие игрушки он любит, к каким он привязан. Это для ребенка очень важный урок.
В будущем, ему будет легче вести себя в соответствии со своими убеждениями, не поддаваясь давлению группы. Выработать в себе такое умение – это капитал на всю жизнь.
Старайтесь собственным примером показывать дошкольнику, что окружающая среда сверстников является территорией сотрудничества и игры, а не соперничества. Даже если оно имеет место быть (например, участие в соревнованиях), то его цель, выиграть в конкуренции, а не уничтожить противника.
Это очень важное умение, которое трудно будет развить вашему ребенку, если он не научится этому дома.
Про социально коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС мы рассказали, успехов в воспитании!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...