Речевое развитие дошкольников

Добрый день, дорогие родители! Мы сегодня поговорим про речевое развитие дошкольников. Речь представляет собой наиболее эффективный способ общения с другими людьми и имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка и для его психического здоровья и социальной адаптации.

Правда в том, что каждый кроха должен рассматриваться индивидуально, потому что даже дети одного возраста не только отличаются между собой, но также в развитии речи, можно заметить некоторые различия.

Тем не менее, следующие этапы не изменяются, поэтому важно знать, какой уровень развития речи приходится на данный возраст, а в случае дисгармонии, распознать ее первые симптомы. Знание того, что указывает на нормальное развитие речи, является очень важным.

Понятие и роль речи

Одним из аспектов психического развития ребенка является речь. Сам термин „речь” может определять язык, то есть социально отлаженная система символов и правил манипулирования ими, являющаяся средством общения с людьми.

Каждый из знаков речи, имеет определенное значение, которое в общении представляет действия, чувства предметы, явления, классификацию вещи и отношения.

Язык является самым совершенным творением человека, ибо только с его помощью мы можем сформулировать все наше сознание и нашу личность.

Он является системой звуков и значимых выражений. Можно сказать, что речь – высказывание, пение, является реализацией языка.

Речь имеет также второе значение и касается поведения отдельных единиц, которые совершают сложные действия, связанные с передачей и получением языковых сведений.

Это относится к речи устной, передаваемой в виде артикулированных звуков и письменной речи, осуществленной с помощью графических знаков.

Речь представляет собой наиболее эффективный способ общения с другими людьми и имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка и для его психического здоровья и социальной адаптации.

Речевое развитие дошкольников

В период дошкольного возраста речь ребенка постоянно развивается и обогащается. Причем обогащается не только количественно, т. е. не только увеличивается ресурс словаря, но и качественно – чадо учится использовать язык в правильных грамматических формах.

Малыш осваивает язык, подражая речи взрослых, а вербальные способности общения малыша с окружающими обогащается благодаря развитию его практической деятельности.

В период дошкольного возраста мы наблюдаем быстрый рост количества используемых ребенком слов.

Малыш 3-х лет знает, в среднем приблизительно 1000 слов, а к концу этого периода развития ресурс известных ему слов достигает 3-4 тысяч и даже больше.

Речевое развитие дошкольников 3-4 лет

• Освоил неязыковые и языковые способы общения и основы грамматической системы.
• Не может долго сосредоточиться на выполняемой операции, поэтому часто меняет виды занятий и активности.
• Распознает буквы как геометрическое сосредоточение точек.
• Письменные навыки отличают от настоящего письма.
• Не идентифицирует отдельные буквы алфавита.

Считается, что малыш 4-х лет освоил основы языка. Он использует его основные грамматические конструкции, и его речь уже похожа на речь взрослого пользователя данного языка. В этом возрасте ребенок имеет относительно богатый словарь.

Но, полную компетенцию языковую и коммуникативную, чадо может достичь только в школьном возрасте, когда появляются более сложные способы выражения, разные варианты языка, различные процедуры, стилистические и риторические.

Речевое развитие дошкольников 5 лет

Речевое развитие дошкольников

До 5 лет ребенок усваивает себе, как правило, все формы парадигмы и грамматические категории каждого слова.

По мере роста благодаря частым беседам с взрослыми людьми опыт ребенка, постепенно формирует у него так называемое «чувство языка». Кроха начинает говорить правильно, и, хотя он пока еще не может объяснить, в чем заключаются ошибки сверстников, может их поправлять.

Речевое развитие дошкольников 6 лет

У 6-летних речь должна быть уже собрана в плане звука. Случается, однако, что ребенок не умеет еще произносить некоторые согласные.

Семилетние должны произносить все звуки правильно. Однако и в этом случае срок может затянуться на дольше (если развитие началось немного позже). Задержка развития речи чаще всего проявляется в неспособности правильного произношения таких звуков, как: р, л, ш, ч и других звуков.

На 6-7 году жизни чадо использует практически все формы предложения; говорит уже более сложными предложениями. Под конец дошкольного возраста ребенок полностью развивает устную речь.

Труд окружающих, влияние дидактических занятий существенно облегчают детям развитие языка, расширяют возможности выражения ребенка и делают речь более точным инструментом мышления.

Различают два вида речи у детей.

1. Речь эгоцентричная – (повторение и монологи) – ребенок не обращается ни к кому, не стремится к обмену мыслей, говорит «для себя», не заботясь о том, что кто-то его слушает. Этот тип речи является частым проявлением в возрасте 3-5 лет.

2. Речь обращенная к другим – выполняет функции коммуникации. Она состоит из:

  • Информации, интерпретации.
  • Критики.
  • Приказов, просьб и угроз.
  • Вопросов.
  • Ответов.

Речь, обращенная к другим, формируется окончательно только в возрасте 7-8 лет.

Речевое развитие дошкольников по этапам

творчество

Этапы речевого развития дошкольников

Знания о периодах и порядке появления соответствующих гласных является точкой отсчета при планировании работы по помощи развития речи.

Без опыта трудно помочь вашему ребенку в развитии речи, более того – можно ему навредить отсутствием компетенции. Поэтому базовые знания в этой области необходимы каждому родителю и педагогу.

В развитии речи выделяется четыре периода (возраст ребенка по времени, указан в скобках).

  • Период звуков (0-1).
  • Период слова (1-2).
  • Период предложения (2-3).
  • Период своеобразной детской речи (3-7).

В отдельные годы развитие речи выглядит следующим образом:

Речевое развитие дошкольников в период звуков (0 – 1) – этот период начинается с момента рождения ребенка до исполнения первого года жизни. Начало контакта – это крик и плач. Это форма общения с миром. Это также тренировка органов дыхания.

Со временем чадо издает звуки, не связанные с языком тела. Он начинает перенимать звуки, услышанные от взрослых.

Между вторым и третьим месяцем жизни появляется гуление. Это звуки, похожие на гласные и согласные.

Хотя эти звуки произносятся и не сознательно, но их воспроизведение тренирует органы речи: язык, губы, нижнюю челюсть и мягкое небо.

Примерно в пять-шесть месяцев жизни начинается лепет. Теперь малыш начинает осознанно повторять и имитировать звуки речи. До завершения первого года жизни должны появиться первые слова. Чаще всего ими являются: мама, папа, баба.

Речевое развитие дошкольников в период слова (1 – 2) – слова, которые произносится перед первым годом жизни, не связаны с каким-то определенным объектом. Папа – это каждый мужчина, а мама – это не обязательно его биологическая мать.

На втором этапе, при говорении, произнося названия людей или предметов, кроха уже не ошибается. Он может также произносить гласные устные и легкие согласные, произносит только первый или последний слог слова.

Сложные звуки малыш заменяет теми, которые может произнести, и, следовательно, его высказывания звучат забавно.

Примерно полуторагодовалый ребенок произносит до 50 слов. После окончания двух лет его словарь содержит около 400 слов. Отдельные слова, обогащенные жестами, заменяют целые предложения.

Речевое развитие дошкольников в период предложения (2 – 3). Появляются простые предложения, ребенок произносить все гласные звуки. Иногда может заменять гласные в речи. Но, звуки не всегда полноценны, а иногда бывают заменены другими, более простыми.

Речь трехлетнего ребенка характеризуется смягчение гласных. Некоторые буквы могут быть пропущены или заменены другим. Речь этого периода характеризуется отсутствие четких окончаний в словах. Ребенок знает, как определенное слово должно звучать, но не умеет его еще произнести.

В этом возрасте может возникнуть своеобразная детская речь, которая проявляется в замене слогов, замене очередности слогов, составлении из двух разных слов одного.

 Любимые игрушки

Речевое развитие дошкольников в период своеобразной детской речи (3 – 7). Это период, который длится дольше. Начинается после окончания трех лет и длится до старта обучения в школе. К этому периоду речь должна быть понятной не только для близких, но и для случайных собеседников.

Чадо начинает говорить полными предложениями. Применяется богатый словарный запас. Первоначально происходит перестановка слогов или звуков. Могут появляться слова, похожие на правильные, потому что их легче произносить.

Часто происходят слияния двух слов в одно. Между четвертым и пятым годом начинается этап вопросов. В конце периода ребенок должен пользоваться всеми звуками.

Бывает, что сразу после окончания третьего года жизни малыш начинает использовать самые сложные гласные. Но это происходит не во всех словах.

С течением времени, ребенок систематизирует и правильно применяет все звуки речи, для коррекции их развития.

Следующий этап развития речи сопровождают появляющиеся в это время звуки. Точный момент появления гласных и согласных трудно однозначно определить, что следует из отклонений развития у детей. У одних некоторые звуки получается произносить раньше, чем у других, и наоборот.

Если различия не превышают полгода, нельзя говорить о нарушениях развития речи дошкольников. В первый класс часто приходят дети с большими дефектами, в проговаривании гласных и построении высказывания.

Период дошкольного возраста – это время интенсивной работы в направлении развития ловкости речи у детей. Эту задачу нужно в первую очередь выполнять родителям, а не учителям.

Если к семи годам у ребенка не получается достичь необходимых навыков речи, можно подключить к процессу коррекции речи опытных квалифицированных логопедов.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: