Ребенок 2 года не говорит

В последнее время родители часто сталкиваются с одной и той же проблемой — ребенку исполнилось 2 года, а он всё еще не говорит. Причинами могут быть как внутриутробная гипоксия, родовая травма, последствия тяжелой беременности, так и просто социальные условия, дефицит общения с ним и даже постоянно работающий телевизор, отвлекающий внимание ребенка. Ребенок 2 года не говорит — что делать?   

Ребенок 2 года не говорит

В любом случае, ребенка не помешает показать педиатру, неврологу и логопеду. Но иногда врачи лишь разводят руками, т.к. в целом ребенок здоров, а причиной его молчания являются социальные факторы, индивидуальные особенности характера и темперамента малыша или повышенная занятость родителей, которым и в свободное время не до него.

Ребенок может большую часть времени находиться с молчаливой бабушкой. Вечером уставшие родители укладывают его спать, но на общение у них уже просто нет сил. Растущее число детей, которые после двух лет всё еще с трудом выговаривают лишь несколько слов, связано в основном с изменившимися условиями их развития.

Ребенок 2 года не говоритНапример, еще лет 30 назад телевизор был даже не в каждом доме. Сейчас у многих он работает круглосуточно.

Между тем, психологами давно доказано, что бесконечная смена картинок и назойливая реклама забирают внимание ребенка, заставляя его сидеть неподвижно в одной позе. И это вместо того, чтобы играть, общаться с другими членами семьи и развиваться.

И родителям, на первый взгляд, это очень удобно – ребенок никому не мешает — уткнувшись в экран, он смотрит мультики и готов так сидеть часами. Уже полугодовалые дети застывают перед экраном телевизора, не обращая внимания на вопросы взрослых и попытки его отвлечь.

В доме, где есть маленький ребенок телевизор можно включать только, когда чадо спит и, желательно, не в той комнате, где находится ребенок. Или же не более чем на 20 минут.

Многим это очень сложно осуществить на практике, т.к. просмотр новостей плавно по привычке перетекает в долгое просиживание перед интересным фильмом. Всегда ведь на одном из каналов идет или передача на злободневную тему, или интересный фильм, или нужно узнать о погоде.

Родители мало того, что время, которое могли бы посвятить развитию своего малыша, проводят у телевизора, т.к. еще и кроха, не успев вылезти из ползунков, сидит с ними же рядом, так же уткнувшись в экран.

Ребенок 2 года не говорит — ведь речь малыша формируется именно тогда, когда близкие люди уделяют ему индивидуальное внимание, разговаривают с ним, глядя ему в глаза. Можно при этом взять его за ручки и добиться того, чтобы он смотрел в глаза и на губы говорящего. Именно так ребенок улавливает правильное произношение, запоминает названия предметов и действий и связанные с ними эмоции.

Телевизор, а также радио, возможно, и могут принести какую-то пользу для формирования красивой грамотной речи и кругозора ребенка (тем более, сейчас, когда достаточно много развивающих детских телепередач), но значительно позже. Тогда, когда ребенок уже вполне освоит первые речевые навыки. Обычно это происходит после трех-четырех лет. При условии, конечно, что ребенок говорит фразами так, чтобы его понимали окружающие, а не только родители.

Если ребенок 2 года не говорит — отлично помогает ребенку для развития речи пальчиковая гимнастика с потешками и песенками. И хотя большую эффективность она имеет, когда ребенок уже в принципе заговорил, а проблема скорее в самом произношении, нежели именно в запоминании и понимании слов, всё-таки она будет полезна в любом возрасте.

Хотя бы потому, что родитель смотрит на ребенка, разговаривает с ним, а слова в форме стихов и песенок лучше запоминаются. К тому же на кончиках пальцев находятся нервные окончания — рецепторы, передающие импульс мозгу. Потешками могут послужить как всем известная «Сорока – белобока», так и любой другой шутливый стишок. Некоторые родители придумывают такие стишки сами.

Помимо пальчиковой гимнастики родители могут сопровождать общение с ребенком с каким-либо действием, при котором надо что-то перебирать пальчиками. Это может быть нанизывание на нитку бусинок (если ребенок еще очень мал, родители должны смотреть, чтобы он не проглотил бусину) или лепка (пластилин должен быть достаточно мягким, чтобы ребенку было удобно из него лепить).

Лепка – великолепный способ активизировать нервные окончания на пальчиках, тем самым, улучшая работу мозга и развитие ребенка. С самыми маленькими ребятишками можно начать с обыкновенного раскатывания шариков. Малыш может рвать пластилин на кусочки, а затем снова склеивать их в один кусок, лепить простейшие фигуры и т.п.

Огромное значение для развития речи имеют ежедневные регулярные прогулки с ребенком. Это стимулирует у него интерес к окружающему миру, расширяет границы неизведанного и нового, вызывает у него желание поделиться с родителем, бьющими через край, эмоциями.

Автобус, машины, собачка, птичка, травка, другие дети – всё вызывает у него массу новых эмоций и впечатлений, о которых он непременно захочет рассказать. А так как сделать это удобнее всего с помощью речи, ребенок имеет мотивацию к ее раннему формированию.

Еще одна распространенная ошибка родителей, у которых ребенок 2 года не говорит в том, что они всё предугадывают по жестам своего малыша и удовлетворяют все его потребности, даже не дождавшись от него какой-либо просьбы. Или же сами отвечают за него на свои же вопросы. У него просто нет большой потребности в формировании речи – его и так прекрасно понимают.

Часто поздно начинают говорить вторые по очередности рождения дети, за которых на все вопросы привыкли отвечать их заботливые старшие сестрички или братишки, не понимая, что тем самым оказывают своим маленьким родственникам «медвежью услугу». Часто можно наблюдать, когда на заданный малышу вопрос: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?», — тут же отвечает его старший брат, привыкший везде и всюду его опекать.

Первенцам, по статистике, чаще уделяют индивидуальное внимание. Родители обычно тревожно присматриваются к каждому вздоху и слову первого ребенка. Со вторым малышом родители уже менее тревожны. Они не наглаживают полдня пеленки и ползунки, им уже не страшно выйти из комнаты, на пару секунд оставив малыша, не кутают его перед выходом на улицу так, как делали это с первенцем. С одной стороны, это хорошо, с другой – тот азарт, с которым они занимались с первенцем, уже прошел.

Они одинаково любят своих детей, но с младшими обычно больше играют старшие дети, нежели родители, которым после работы хочется отдохнуть или навести порядок в доме. К тому же, с каждым новым ребенком задач, как правило, прибавляется, а свободного времени остается чуть меньше.

Старший брат или сестра, который вполне может понимать малыша по мимике и жестам, не всегда добивается от него четких ответов, играет с ним, что называется, «без лишних слов». Всё это не способствует быстрому формированию речи младшего ребенка.

Разумеется, такая ситуация, когда ребенок 2 года не говорит происходит далеко не в каждой семье, где двое детей. Иногда, напротив, именно старший ребенок подолгу играет с малышом и разговаривает с ним. В таком случае младший ребенок даже может значительно опережать по развитию своих сверстников.

Задача родителей – научить старшего ребенка правильно общаться с младшим. При этом ни в коем случае, нельзя критиковать поведение более взрослого ребенка или навязывать ему определенный шаблон общения с младшим братиком или сестричкой. Нужно лишь в ласковой форме подсказывать, как правильно, поскольку само то, что старший ребенок и так выполняет функцию родителей и снимает часть нагрузки с них, заслуживает уважения, признания и благодарности.

Обязательно нужно поощрять старшего ребенка, когда он правильно и с интересом общается с младшим, уделяет ему внимание. Это, ко всему прочему, еще и хорошая профилактика ревности старшего к младшему, конфликтных ситуаций между детьми.

Развитие младших детей в многодетных семьях обычно происходит в более гармоничных условиях, т.к. дети поневоле вынуждены достаточно много общаться друг с другом и, более того, наблюдать это общение со стороны. Обычно в многодетных семьях дети очень быстро осваивают как речь, так и поведенческие навыки: способность самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком, просто наблюдая, как это делают их братишки и сестренки.

Разумеется, всё это при условии, когда родители достаточно много сил и времени вложили в развитие первенца, т.к. именно он передает «по наследству» всё то, что умеет сам. Можно сказать, что учат говорить, ходить, писать, читать и т.д., в основном, только первого ребенка в семье. Если разница в возрасте очень мала – возможно, еще и второго, но дальше, что касается многодетных семей, младшие дети прекрасно обучаются всему у старших и часто даже раньше, чем их сверстники.

Ребенок 2 года не говорит — малыш заговорит, если с ним как можно чаще разговаривать, наполнить его жизнь новыми впечатлениями и эмоциями, подключать к общению с ним всех членов семьи, больше гулять с ним и исключить хотя бы на время занимающие его внимание факторы – телевизор, компьютер, планшет. Ведь ситуация, когда родители сажают своего малолетнего ребенка перед планшетом или телевизором с мультиками и уходят заниматься своими делами – уже не редкость.

Ребенок 2 года не говорит — если не лениться и общаться со своим малышом, гулять с ним, играть, то маленький болтунишка не раз заставит улыбнуться на его забавный детский лепет, а позже и на мудрые изречения!

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: