Обижаться или не обижаться

Интернет изобилует мудрыми фразами, которые желают оставить кто угодно – лишь бы остальные прочитали и восхитились их мудростью. Но ситуация такова, что почти каждая мудрая цитата на самом деле является далека от действительности, хотя при первом прочтении можно подумать, что это вовсе не так.

Но как тогда выявить изъяны в мудрой цитате, если они не вызывают никаких подозрений касательно здравого смысла?

Чтобы ответить на такой вопрос, давайте исследуем одну из цитат, найденную на просторах интернета. Вот эта цитата:

Не надо обижаться на кого-то за то, что этот человек не оправдал ваши надежды. Вы сами виноваты в том, что многого от него ожидали.

Теперь мы будем разбираться, в чем именно состоит «немудрость» данной цитаты.

Перестаньте обижаться

Вначале повествуется о том, что не надо на кого-либо обижаться. Вроде бы все правильно и логично. Вот именно, что «вроде бы». Потому что логики там с гулькин нос.

Ведь цитата рекомендует не испытывать обиду, но при этом не повествует о том, какие именно действия следует совершить, чтобы не обижаться.

Не назовете же вы мудрецом человека, который скажет: «Надо быть суперменом. Так будь же суперменом!» Ведь вам не сказали, что конкретно следует сделать, чтобы стать суперменом.

Но ведь в отношении вышеобозначенной цитаты все обстоит как раз в пользу надуманной правильности. То есть, человек, прочитавший ее, согласится и скажет: «Все верно».

Так кому не надо обижаться?

Другая негативная тонкость цитаты про обиду состоит в том, что там напечатано слово «надо». А надобности – вещь субъективная. И если один не хочет испытывать обиду, то другой получит от нее удовольствие, не осознавая этого.

И действительно, обида может кому-то даже нравиться. Ведь жизненные ситуации имеют различия, а поэтому и обижаться можно на разных людей и по разным причинам.

А ведь можно же еще и чего-то ожидать от людей, на которых обиделись?

Но в цитате текст сформулирован таким образом, что преподносится как бы всем одновременно, хотя адресован по большей части именно автору цитаты про обиду. Ведь в мудрой цитате человек повествует именно о своем опыте.

А опыт, опять-таки – это нечто субъективное. И его надо прожить, а не прочитать.

Обижаться или не обижаться

Другая оплошность цитаты про обиду состоит в следующем: там программируют подсознание человека таким образом, что он думает, будто способен влиять на свою обиду.

То есть, если там написано «надо не обижаться», то это значит, что у читателя есть выбор – затаить обиду или нет.

А ведь в действительности свобода выбора является иллюзией. И понять эту иллюзорность нетрудно. Надо разве что задуматься над риторическими вопросами типа:

  • Откуда возникает обида?
  • Создаю ли я обиду или она сама создается во мне?

Другими словами, если человек узнал, что надо не обижаться, то это не означает, будто он перестанет таить на людей обиду.

Да, обида со стороны кажется чем-то плохим, но осознание ее плохости не означает, что ее можно устранить. Вернее, устранить обиду какими-нибудь профессиональными психотехниками можно, но уж точно не чтением мудрых цитат.

Мы сами виноваты в своих ожиданиях

Цитата про обиду рассказывает, что человек тащит на себе бремя вины за свои размашистые ожидания по каким-либо поводам или людям. Вроде бы все верно: если человек многого ожидал, то он виноват в случае неоправданности своих ожиданий.

Но, опять-таки, это не так. Человек не виноват. Наверное, это прозвучит странно, но вины, равно как и ответственности, не существует в принципе.

Чувство вины означает, что человек наделен свободой выбора, а ответственность предполагает, что можно влиять на окружающую действительность по своему усмотрению.

Со свободой выбора мы разобрались – ее не существует. Но что насчет возможности влиять на свою судьбу? Так это та же самая иллюзорная свобода выбора, только под другим словесным ракурсом.

Чувство ответственности – выдумка?

Представим такую ситуацию: начальник вызывал работника-бездельника и сказал, чтобы тот взялся за работу, иначе будет уволен. Кажется, что начальник имеет свободу выбора и влияет на окружающую действительность. Но это не так. И сейчас узнаете почему.

Достаточно задать вопрос: «В связи с чем начальник сделал то, что он сделал?» и тогда станет понятно: ни о какой свободе выбора и влиянии на реальность не может быть и речи. Ведь начальник вызвал подчиненного именно в связи с тем, что тот был бездельником.

Можно представить, что работник-бездельник в сознании начальника является «окружающей действительностью». И если плохой работник побудил начальника к желанию строго поговорить, то это означает, что на начальника оказала влияние реальность.

Но в глобальном масштабе той самой реальностью является как начальник, так и работник. Да и вообще весь мир. Но именно люди наделены «способностью» считать себя мастерами своей судьбы.

Это как если бы клетки тела человека думали о том, что имеют свободу выбора, и делали бы следующий вывод: «Так! Я клетка, и я выбираю делиться, делиться и еще раз делиться!»

Обижаться или не обижаться

Невозможное невозможно?

Вернемся к цитате про обиду. Так как мы ранее узнали, что свободы выбора не существует, то получается, что если человек хочет не обижаться, но не может, то он так и будет продолжать таить на кого-то много обид за всю жизнь.

То есть, чтение цитаты про обиду не повлияет на возможность избавиться от обид или предотвратить обиды в будущем.

Ведь вы же не будете верить в цитату, если она будет повествовать о том, что надо жить вечно? Да, надо. Но пока невозможно. А если невозможно, то зачем тогда повествовать о невозможном? Конечно же, незачем.

Но невозможность создавать или не создавать в себе любые чувства и невозможность прожить 4 триллиона лет – это именно невозможности, хоть и разные. Но разность невозможностей вовсе не означает, что какая-то из них может быть достигнута.

Так что же такое мудрость?

Так что там с обидой? Как видим, перестать обижаться ни у кого в настоящее время не получится. Устранить какую-нибудь сильную обиду с помощью креативного психотерапевта – это можно. Быть властелином всех своих чувств – нет.

В связи с этим мудрая цитата про обиду является неверной. И если вам интересен более объективный вариант данной цитаты, то вот он:

В нас может возникать обида. А может и не возникать. Мы не создаем обиду и не можем ее создавать. Поэтому если обида в нас возникнет, то сделать с этим ничего не получится.

У нас могут быть большие ожидания касательно чего-либо или кого-либо. У нас также могут и не быть большие ожидания.

Любые ожидания возникают в нас в ответ на окружающую действительность. Эту действительность мы не создаем – мы являемся лишь ее частью.

А если мы не создавали в себе любые ожидания, то мы не можем быть виновными за них. Обижаться или не обижаться? Следовательно, винить себя за неоправданные большие ожидания не стоит.

Вот так выглядит измененный вариант вышеобозначенной мудрой цитаты про обиду и ожидания. Эта цитата длинная и какая-то… неживая что ли. Поэтому мало кто посчитает такую цитату мудрой.

В связи с этим можно предположить, что мудрость являет собой фразу, имеющую одновременно красоту, эмоциональность и лаконичность.

Но реальность – это такая штука, которую мудро описать можно, но с ложью. Потому что очевидное язык не тянется красиво и лаконично охарактеризовать.

Получается, что мудрая цитата не может быть очевидной. Если учесть, что очевидное – это понятное, то неочевидное – это как раз непонятное.

В связи с этим можно сделать удивительный вывод: мудрые цитаты не добавляют человеку понимания!

Конечно, многие мудрые фразы приятно читать. Однако приятность не показатель правильности.

Поэтому в следующий раз, читая какую-нибудь мудрую цитату про обижаться или не обижаться, нелишним будет вспомнить о том, чем именно является мудрость.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: