О воспитании детей на Кавказе

Добрый день, дорогие домоседы. О воспитании детей на Кавказе расскажем сегодня. Народная педагогика — педагогика семьи и окружающей ее родственной и местной среды. И в этом ее особая ценность, ведь роль семьи как «естественного воспитателя» всегда будет первейшей.

Народные уроки достойного поведения многообразны и богаты. Это — семейные традиции и обряды, пословицы и притчи, житейские правила и мудрые советы старших в назидание младшим.

О воспитании детей на Кавказе

В Дагестане почитают старших, стариков. Это повелось издавна. Когда-то огромные семьи жили в одном доме. Во главе такой семьи стоял старший из мужчин. Он пользовался нерушимым авторитетом и неограниченной властью. А в селении вся жизнь контролировалась старейшими людьми — аксакалами. Исследователь Р. Магомедов приводит воспоминание пожилого крестьянина.

Он, тогда еще мальчик, бежал исполнять поручение отца и поэтому отказался выполнить просьбу аксакала, встреченного им по дороге. Отец узнал об этом и наказал сына. Когда мальчик спросил, за что отец его наказывает — ведь он выполнил его поручение, отец ответил: «Разве ты не мог сообразить, что этот человек старше меня?»

Традиционно здесь мужчина — глава семьи. С рождением мальчика семью поздравляют: «Пусть будет новорожденный старшим братом пяти-шести своих младших братьев». К рождению девочки прежде относились иначе: «Родился камень для чужой стены». Но тем не менее женщина-мать всегда пользовалась уважением.

Народные заповеди наказывают беречь мать: «Если для того, чтобы накормить мать, ты даже на ладони своей изжаришь яичницу — и то ты в долгу у матери!» По неписаному народному этикету в семье старший из мужчин обязан был почитать старейшую в доме женщину, уважать порядок, который она устанавливала на женской половине дома, в хозяйстве.

Дагестанский поэт Расул Гамзатов в поэме «Берегите маму!», выражая отношение народа к матери: говорит: «Душу мира — маму — береги!»

При всем искреннем, стойко сохраняемом уважении к старшим, к старикам в Дагестане всегда любили и любят детей, внимательно относятся к их воспитанию.

Это, в частности, нашло отражение в заповеди: «Если не дашь напиться самому младшему в первую очередь, то высохнут семь горных родников».

Дети знают, что от их поведения зависит авторитет родителей среди родственников и односельчан. Ведь не случайно старшие, приветствуя друг друга, не забывали упомянуть: «Да возрадуют вас дети и внуки ваши!» Семьи, где выросли хорошие дети, всегда пользовались и пользуются уважением и почетом.

Дни рождения детей у дагестанцев не принято было праздновать, но «детских праздников» набиралось не так уж мало. Отмечали сорок дней от рождения, дни подрезания первых ногтей, первого шага, появления первого зуба. «Первый зуб» — это большой праздник.

Если отбросить религиозную оболочку некоторых норм (а это делает прежде всего изменившаяся жизнь), то нетрудно заметить, что за нею стоят выработанные веками гуманные нормы человеческих отношений. Детей учат необходимым и полезным правилам поведения в семье и обществе. Например, младший первым приветствует старшего. Тот, кто едет верхом ,— идущего пешком. Спускающийся с горы — поднимающегося наверх. Проводящий — сидящих. Пришедший — собравшихся.

С малых лет ребятишкам внушают: воровство и ложь — позор для человека. Народная педагогика учит ребенка заботливому отношению к людям: «На дороге ставь кувшин с водой — для прохожих». Высоко ценится учение: «Сильный поборет одного, а ученый — тысячу», «Начало науки — ум, начало ума — терпение». Наказы предупреждают молодых о необходимости знать меру своим силам: «Не бери камень, который не можешь поднять», «Не заплывай туда, откуда не можешь выплыть».

Не следует оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня: «Лягушка потому и без хвоста, что оставила его приклеить на завтра».

Есть народные представления о качествах, без которых человек не может считаться духовно здоровым. Из поколения в поколение передаются наказы о дружбе. Говорится: «Счастье, куда идешь? — Туда, где дружба». И друзей надо беречь: «Тысячу друзей имеешь — мало, одного врага имеешь — много!» Народная мудрость предостерегает и от фальшивых «друзей»: «Не заводи себе друга, который дарит тебе рот, а другим — сердце».

Народ на первый план ставит честь человека: «У бесчестного пазуха полна, а лицо черно». «Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство утратил». Настоящий человек должен всегда следить за своим поведением, достойно держать себя на людях, быть сдержанным в питье и еде. Сдержанность — первый признак зрелости! Особенно сдержанность в словах. «Язык — кремень, слова — искры. Они могут вызвать пожар. Будь осторожен, разговаривающий!» «Для того горло узко, — гласит народная пословица, — чтобы скоро не выходило слово». Но коль решил сказать правду, «держи ногу в стремени», то есть будь готов ее защитить даже в бою. Умей и сам принимать правду. Она бывает горька, но плоды ее сладки.

В Дагестане принято наказы молодым запечатлевать в виде напутственных надписей на различных вещах и даже на самом доме. На воротах: «Углубляйтесь в лес и не бойтесь рычания львов; если надвигается страшное испытание, смело идите вперед». Надписи в доме: «Мы не имеем право быть униженными, каким бы страданиям ни подвергались», «Не ищите справедливости у угнетателя или предателя».

Но вернемся к воспитанию ребятишек. Обычно к шести-семи годам воспитание мальчиков целиком переходило к отцу, девочек — к матери. И делалось это, как мы скажем сейчас, в интересах их трудового обучения. И мальчики, и девочки с раннего возраста воспитывались в труде. Дети — помощники старших в пахоте, севе, в изготовлении и ремонте сельскохозяйственных орудий, пошиве одежды, ткачестве и т. д.

Существовало традиционное разделение труда мужского и женского. Например, изготовление ковров — дело женское. Девочки в семьях ковровщиц чуть не с колыбели помогали матерям ткать чудесные ковры — учились мастерству. А вот изготовлением оружия, посуды и украшений в чеканке в селении Кубачи всегда занимались мужчины. Их искусство известно за пределами страны.

Обучение мастерству происходит в семье. Ребята относятся к этим занятиям с высокой ответственностью. Обычно отец сажал против себя шести-семилетнего сына, и тот наблюдал, как из куска металла создается произведение искусства. И помогал старшему: подавал нужный инструмент, прибирал в мастерской. Затем отец поручал сыну посильную работу.

За ошибку ребенка никогда не ругали, а тут же учили, как надо правильно делать. Задания все усложнялись, пока сын не овладевал мастерством отца.

А девочки из Кубачей ткали ткани для черкесок, вязали шерстяные разноцветные чулки, вышивали на платках тончайшие узоры серебряными и золотыми нитями.

В ауле Балхори гончарным производством занимались исключительно женщины, и девочки с пяти-шести лет наблюдали за работой матери, подавали глину, учились ее замачивать и т. д. Для подростков даже изготовлялись специальные небольшие гончарные круги. Девочки начинали с изготовления свистулек, игрушек, маленьких пиал и постепенно достигали высокого искусства.

И сегодня в Дагестане живы народные ремесла — старшие обучают им детей. Живы и многие семейные традиции, и народные праздники, и мудрые правила человеческого общения. В последние годы в республике работают комиссии по укреплению полезных традиций и обычаев, по внедрению в быт новых обрядов и ритуалов, основанных на находках народной педагогики.

Очень часто в работе этих комиссий вместе с педагогами, культработниками, представителями женсоветов участвуют уважаемые и заслуженные старики — аксакалы. Нельзя игнорировать то лучшее, что выкристаллизовалось в многовековом воспитательном опыте народа, в том драгоценном багаже, что мы называем народной педагогикой.

Интерес к ней никогда не может быть исчерпан. Конечно, педагогический опыт народа должен быть очищен от всего исторически отжившего, старевшего, может быть, ненужного нам сейчас. Мы используем самые важные, испытанные временем, гуманные и мудрые положения народной педагогики как нашу опору в живой практике воспитания.

Счастья всем! :)

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.