Как понимать других людей

Как понимать других людей? Далеко не каждый человек может похвастаться своим умением понимать других людей. Другие же пользуются интуицией, чтобы это сделать. И даже иногда у них это срабатывает. Но научиться понимать других людей, а следовательно, быть хорошим собеседником, может любой человек, независимо от того, есть ли в нем эмпатические способности, или нет.

Содержание статьи:

Как понимать других людей

Давайте же рассмотрим несколько приемов, которые помогают психологу или человеку понимать другого.

Понятие о аттракции

Аттракция – это механизм межличностного понимания, который можно условно выразить пословицей «встречают по одежке». То есть, на основе того, как человек выглядит, какая манера его речи, жесты, походка и другие вербальные, паравербальные и невербальные признаки у него проявляются, выносится первичное суждение о том, что собой являет этот человек.

Фактически, аттракцией является первое впечатление. Но, в прочем, не всегда. Аттракцией может быть любое поверхностное суждение о человеке на основе того, что он делает или выглядит.

Например, известные звезды у нас ассоциируются с определенным типом людей. Но на самом деле, они совершенно не такие. Их просто судят по тому, как они выступают, дают интервью.

Впрочем, последний пункт может сказать достаточно много о другом человеке, но лишь при том условии, что анализировать интервью будет профессиональный психолог. Но и здесь нет стопроцентной гарантии, что он будет полностью прав.

Одно и то же поведение или слово может трактоваться совершенно по-разному. Поэтому аттракцию можно считать первичным механизмом межличностного понимания, который потом может изменяться в ходе дальнейшего общения с человеком.

Каузальная атрибуция

Понятием, которое похоже на аттракцию, является каузальная атрибуция, которая несколько расширяет ее. Если аттракция – это поверхностное суждение о человеке на основе того, как он выглядит и поступает, то каузальная атрибуция – это своеобразное присваивание ярлыка другому человеку. Аттракция преимущественно положительное явление, а каузальная атрибуция – отрицательное описание другого.

Например, девушку, которая излишне вызывающе себя ведет, могут назвать неблагоприятным словечком. Это совершенно не означает, что она действительно будет так себя вести, но при этом опыт человека говорит об обратном. Также существенным отличием аттракции от каузальной атрибуции является временная направленность.

Аттракция направлена на настоящее, в то время, как каузальная атрибуция – на будущее. Аттракция отвечает на вопрос «кто есть этот человек», а каузальная атрибуция – «как будет в дальнейшем поступать этот человек».

Но и аттракция, и каузальная атрибуция являются механизмами поверхностного межличностного понимания, так как суждения, которые выдвигаются ими, основаны на маленьком количестве информации о конкретном человеке, а лишь на опыте человека, который судит.

Эмпатия

Эмпатия является более глубоким механизмом межличностного понимания, который заключается в понимании эмоционального состояния других людей и мыслей, которые они имеют.

Эмпатией обладают все люди, но психологам и другим специалистам социальной сферы этот навык нужно иметь в обязательном порядке.

Именно он помогает нам судить о другом человеке более глубоко, общаться с ним, понимать и входить в его положения. Но при этом следует отличать эмпатию от сочувствия.

Без первого второе невозможно, но при этом принципиально отличается позиция. В случае сочувствия человек берет на себя эмоции другого человека, и сам от них страдает или испытывает удовлетворения.

Когда психолог или активный слушатель другого человека применяет эмпатию, то он становится непосредственным участником коммуникативного процесса, но при этом остается с теми эмоциями, которые ему присущи в определенный момент.

Таким образом, психолог становится устойчивым к разного рода психосоматическим заболеваниям, которые провоцируются «профессиональным сочувствием» — когда приходится испытывать эмоции десятка человек на день.

Кстати, именно поэтому нередко психологам нужен свой психолог, который поможет им избавиться от следа, который оставили клиенты. Ведь как ни старайся отстраниться от чувств другого человека, это сделать достаточно тяжело. И след все равно остается, но меньше, если пытаться сочувствовать каждому человеку.

Таким образом, эмпатия является глубинным механизмом межличностного понимания, который необходим всем людям. А для этого нужно уметь принимать мета-позицию по отношению к обоим участникам коммуникативного процесса и судить о том, как протекает диалог, как бы «со стороны».

Активное слушание

Как понимать других людей Это уже не механизм межличностного понимания, а техника, которой пользуются психологи, чтобы лучше проявлять эмпатию. Фактически, это не столько техника, а принцип психологии.

Ведь каждый специалист должен применять индивидуальный подход к клиенту. Об этом говорили такие мэтры гуманистической психологии, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Последний изобрел вобще такое течение, как клиент-центрированная психотерапия, которая всецело базируется на принятии образа мышления другого человека и исходить из того, что мы о нем знаем.

Это гибкий способ работы с клиентом или общения с другим человеком, который поможет в максимально короткие сроки установить с ним доверительные отношения и стать человеком, которого ценит большинство.

Активное слушание заключается в том, что человек должен придумывать вопросы к тому, что говорит другой человек, давать ему полностью высказаться. Активным такое слушание называется потому, что психолог или простой человек должен брать непосредственное участие в общении, а не просто впитывать ну информацию, которую ему дают другие люди.

Воспринимать другого человека, придумывая вопросы к тому, что он говорит, очень тяжело. Это активная интеллектуальная работа. Но все, что сначала тяжело, потом оказывается значительно легче делать. Поэтому через какое-то время вы просто привыкнете к придумыванию вопросов, и они сами начнут возникать в вашей голове.

В таком случае, вас нужно поздравить – вы не только научились быть активным слушателем, а следовательно, и собеседником, но и обрели критическое мышление, которое не раз вас выручит при общении, например, с потенциальными мошенниками.

Как понимать других людей мы посоветовали, уданого общения!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.