Ассертивность и ассертивное поведение человека

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем про ассертивность – это навык, который постоянно упоминается среди важных социально-коммуникативных навыков общения.

Быть ассертивным – это значит уметь постоять за собственные или чужие права в спокойном и позитивном ключе, не будучи ни агрессивным, ни пассивно принимающим «неправильное».

Ассертивный человек способен высказать свою точку зрения, не нарушая чужих прав и не жертвуя своими.

Хотя каждый время от времени выступает в пассивной или агрессивной роли, такие способы решения проблем часто являются результатом недостаточной уверенности в себе и, следовательно, неуместны в качестве способов взаимодействия с окружающими.

Агрессивный, ассертивный и пассивный

В данной статье рассматриваются права и обязанности ассертивного поведения. Ее цель – показать, как ассертивность может принести вам пользу. Вы также можете использовать все изложенное здесь с целью поднять самооценку и подготовиться к переговорам.

Что такое ассертивность?

Краткий Оксфордский словарь определяет «ассертивный» как:

Откровенный, позитивный, настаивающий на признании своего права.

Другими словами:

Ассертивность означает отстаивание своих личных прав, выражение мыслей, чувств и убеждений в прямой, честной и адекватной форме.

Важно отметить также, что будучи ассертивными, мы всегда должны уважать мысли, чувства и убеждения других людей. Те, кто ведут себя уверенно, всегда уважают мысли, чувства и убеждения других людей как свои собственные.

Ассертивность предполагает умение выражать свои чувства, желания, предпочтения и убеждения надлежащим образом и является важным личным и межличностным навыком.

Во всех ваших взаимодействиях с другими людьми, будь то дома или на работе, с работодателями, клиентами или коллегами, ассертивность может помочь вам выразить себя в понятной, открытой и разумной форме, не подрывая свои собственные или чужие права.

Ассертивность позволяет людям действовать в своих собственных интересах, открывает возможность постоять за себя без излишних эмоций, помогает выразить чувства честно и уверенно, отстоять личные права, не отрицая прав других людей.

Ассертивность и ассертивное поведение человека

Пассивный, агрессивный и ассертивный

Ассертивность часто представляют, как точку равновесия между пассивным и агрессивным поведением, но наверное, правильнее назвать их точками одного треугольника.

  • А если вы ассертивны?

Ассертивность предполагает учет собственных и чужих прав, пожеланий, желаний, потребностей и убеждений.

Быть ассертивным – значит вдохновлять других на открытое и честное выражение своих взглядов, желаний и чувств, так, что обе стороны действовали на равных.

Ассертивное поведение включает в себя:

  1. Открытость в выражении желаний, мыслей и чувств и поощрение других сделать то же самое.
  2. Прислушивание к мнениям других и правильное реагирование на них, независимо от того, соглашаетесь вы с этими взглядами или нет.
  3. Принятие обязанностей и готовность делегировать их другим.
  4. Регулярное выражение признательности другим за то, что они сделали или делают.
  5. Способность признать ошибки и извиниться.
  6. Умение сохранить самообладание.
  7. Восприятие себя как равного другим.

Может оказаться, что те, кто пытается вести себя ассертивно, на самом деле действуют либо агрессивно, либо пассивно.

На работе

  • Пассивное поведение.

Пассивное или неассертивное поведение, как правило, не соответствует ожиданиям других людей и может подорвать права своей личности и уверенность в себе.

Многие люди демонстрируют пассивную реакцию, потому что имеют сильную потребность нравиться другим. Такие люди не считают себя равными им, ведь они придают большее значение правам, желаниям и чувствам других людей.

Пассивность предполагает пренебрежение собственными мыслями или чувствами и, как результат, люди делают вещи, которые они в действительности не хотят делать, в надежде угодить другим. Это также означает, что они позволяют другим взять на себя ответственность, руководить и принимать решения за них.

Классический пассивный ответ демонстрируют те, кто отвечает «да»на просьбы, когда на самом деле хочется сказать «нет».

Например:

“Как вы думаете, вы сможете найти время, чтобы помыть машину сегодня?”

Типичный пассивный ответ может быть таким:

“Да, я сделаю это после того как схожу за покупками, сделаю важный телефонный звонок, закончу со стиркой, почищу окна и приготовлю обед для детей!”

Гораздо более подходящим ответом был бы:

“Нет, я не могу сделать это сегодня, так как у меня есть много других вещей, которые мне нужно выполнить.”

Человек пассивно отвечает, что у него нет времени, но его ответ не доносит эту идею. Второй ответ является ассертивным, поскольку человек рассмотрел возможность выполнения этого действия в свете других задач, которые он тоже должен выполнить.

Хорошие отношения коллег

Ассертивность больше важна на работе, чем не дома

Если вы известны как человек, который не может сказать «нет», вы будете загружены поручениями ваших коллег и руководителя, даже если при этом страдает качество вашей непосредственной работы.

Когда вы реагируете пассивно, вы представляете себя в более привлекательном свете, но в некотором роде принижаете себя. Если вы постоянно принижаете себя таким образом, то скоро начнете чувствовать, что вы хуже других.

В то время как глубинные причины пассивного поведения часто приводят к снижению уверенности в себе и самооценки, само по себе оно может далее снижать чувство собственной значимости, создавая порочный круг.

Агрессия на работе или на рабочем месте

  • Агрессивное поведение

Будучи неупавновешенным по отношению к кому-то, вы подрываете их правах и самооценку.

Агрессивное поведение не учитывает мнения и чувства других индивидуумов. Те, кто ведут себя агрессивно, редко показывают признательность или хвалят окружающих, эта реакция имеет тенденцию подавлять других.

Агрессивные ответы побуждают другого человека реагировать неассертивным способом – либо агрессивно, либо пассивно.

Существует широкий спектр агрессивного поведения, в том числе вмешивание в чужой разговор, раздача непрошенных наставлений, игнорирование кого-то, неучитывание чужих чувств.

Наличие хороших навыков межличностного общения предполагает, что вы должны знать различные способы общения и предусмотреть реакции, которые каждый из подходов может спровоцировать.

Использование пассивного или агрессивного поведения в межличностных отношениях может иметь нежелательные последствия для тех, с кем вы общаетесь, и вполне способно помешать взаимопониманию.

Когда с человеком разговаривают агрессивно, он получает пугающий либо негативный опыт, и ему остается только гадать, что спровоцировано такое поведение, что он или она сделали, чтобы заслужить агрессию.

Если мысли и чувства изложены не четко, это может привести к манипуляции другими лицам с целью удовлетворения их пожеланий и желаний. Манипулирование можно рассматривать как скрытую форму агрессии, но и юмор может также использоваться агрессивно.

В компании все дружат

Разные ситуации требуют разного поведения

Вы можете обнаружить, что вам отвечают по-разному – пассивно, ассертивно или агрессивно, – когда вы общаетесь в различных ситуациях.

Важно помнить, что любое взаимодействие – это всегда двусторонний процесс, и поэтому ваши реакции могут отличаться, в зависимости от ваших отношений с человеком.

Вы можете, например, решить, что проще быть настойчивым, поскольку ваш партнер является вашим боссом или наоборот. Однако независимо от ситуации утвердительный ответ всегда будет предпочтительней для вас и для ваших отношений с другим человеком.

Про ассертивность мы вам объяснили, удачи! :)

Ассертивность тренинг видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.