Анализ детского рисунка
Детский рисунок способен отражать внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения в семье, страхи, комплексы, переживания, беспокойство. С помощью внимательного анализа рисунка, в котором ребенок постарался изобразить свою семью или одноклассников, легко можно установить какие отношения в семье, счастлив ли ребенок или чувствует себя одиноким, часто ли в семье происходят ссоры, скандалы, каковы взаимоотношения родителей, братьев и сестер, не чрезмерно ли опекаем или, напротив, заброшен ребенок. Анализ детского рисунка — вникаем!
О многом расскажет также выбор цветов, расположение на листе, соотношение различных частей тела на рисунке.
Такой анализ детского рисунка можно сделать дома самостоятельно, не прибегая к помощи детского психолога. Если ребенок стал подавленным или тревожным, можно попросить его нарисовать свой класс (группу в саду), свою семью или себя самого.
И зная приблизительные причины, можно найти и решение проблемы, способ преодоления его страхов, комплексов и тревог.
Анализ детского рисунка
Идеальный рисунок – это когда ребенок изображает себя в центре, пропорции тела и фигур относительно друг друга соблюдены в правильных и логичных соотношениях. Папа и мама могут быть больше других людей немного, цвета яркие и позитивные, все могут держаться за руки, на рисунке все улыбаются, голубое небо, светит солнце. Это классический рисунок счастливого ребенка .
Рисунки же людей с раскинутыми в стороны руками, перекошенными лицами помимо богатой фантазии ребенка, могут указывать на то, что скандалы в семье не редкость, особенно это подтверждается, если цвета для своего художества малыш выбирал мрачные и темные.
Черный цвет сам по себе не должен пугать – дети часто выбирают именно черный карандаш или фломастер лишь по той причине, что он наиболее контрастно выделяется на листе. И только лишь всего. Но если в черном цвете он рисует диспропорции, странные сюжеты, лица без улыбок и себя в самом краешке листа за всем этим наблюдающим – это характеризует его угнетенное состояние духа или какую-то подсознательную тревогу и страхи.
Дети, которые чувствуют себя одинокими, могут рисовать себя в самом углу листа, располагают свою фигуру от остальных членов семьи (или друзей) поодаль. Или рисуют себя какой-то точкой. К таким детям надо быть внимательнее, надо больше выражать им свою любовь, общаться с ними.
Если ребенок испытывает ревность к братишке или сестренке, то велика вероятность, что нарисует их совсем малюсенькими и едва заметными на рисунке. Если он боится какого-то члена семьи или испытывает к нему неприязнь, он нарисует его как можно дальше от себя.
Ребенок, который рисует себя маленьким рядом с родителями и при этом вяло закрашивает контуры, получает недостаточно свободы. По всей видимости, малыша чрезмерно опекают. Иногда ребенок и вовсе забывает себя изобразить, это также может указывать на то, что ему уделяется мало внимания в семье.
Застенчивый и неуверенный ребенок изображает себя маленьким где-то с краю, уверенный же рисует смело, размашисто, не стремится к каким-то шаблонам, и не будет переспрашивать, удался ли его рисунок. Когда ребенок изображает себя без каких-либо частей тела – это тоже указывает на некую дисгармонию.
Допустим, отсутствие рук на рисунке – признак тревожности, замкнутости, в некоторых случаях у детей после 7-8 лет – еще и умственного развития. Разумеется, при этом следует учитывать, что нельзя ни в коем случае анализировать рисунок лишь по одному какому-то признаку.
Ребенок может просто поленится что-то нарисовать, т.к. в принципе рисовать не любит или он ответит, что руки он сложил за спиной. Если у ребенка хватает фантазии ответить на вопрос взрослого – то с ним все в порядке. Но если рисунок в черном цвете, а ребенок нарисовал себя маленьким, с каким-то странным выражением лица, при этом расположение других относительно него негармонично (все находятся где-то вдали от него) – то по нескольким признакам рисунка можно уже судить о состоянии психики маленького человека.
Если руки на рисунке, напротив, очень большие, пальцы прорисованы – это может указывать на агрессивность ребенка или того, кого он нарисовал. Возможно, она проявляется не столько в физических наказаниях, сколько в том, что ребенка часто ругают и критикуют. Короткие руки чаще рисуют замкнутые, обращенные внутрь себя дети, а длинные и раскинутые в разные стороны, наоборот, общительные и жизнерадостные.
Маленькие и плохо прорисованные ноги в изображении себя – также признак неуверенности. Такие мелкие детали как уши, глаза, рот – могут быть нарисованы точками или забыты по причине того, что ребенок может просто не уметь их рисовать, но иногда сигнализирует и другое. Например, отсутствие глаз или закрытые глаза могут означать желание отгородиться от других людей, внутреннее напряжение.
Слишком большие и прорисованные глаза рисуют чаще девочки, они могут означать страх, но если глаза нарисованы с тщательно прорисованными ресницами – то это выражает лишь желание привлечь внимание окружающих. Большой открытый рот, рот с зубами – также признак агрессии самого ребенка или того, кого он нарисовал. Точнее, восприятия ребенком этого человека как агрессивного.
В анализе детского рисунка важно еще, в какой очередности ребенок рисует состав своей семьи (класса, группы в саду) – обычно наиболее значимого человека дети рисуют первым и большим по размеру, а затем всех остальных. Ребенок может изобразить не существующих или никогда не существовавших людей.
Отца, которого никогда не видел, если он переживает по поводу его отсутствия, или дедушки, который давно умер и малыш был очень к нему привязан. Иногда дети рисуют просто то, о чем мечтают, но чего у них пока нет — сестренку, «которая родилась», потому, что есть потребность в общении со сверстниками, возможно, какое-то чувство одиночества или вымышленных персонажей.
Детское творчество маленького человечка может рассказать о его проблемах и страхах и указать путь к решению этих проблем.
Анализ детского рисунка всегда подскажет, что с вашим малышом!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...