Адаптация первоклассников к школе

Тема сегодня — адаптация первоклассников к школе — прежде всего касается учителей начального образования. Возьму на себя смелость дать конкретные рекомендации учителям. И хотя «яйца курицу не учат», этот важный момент мне глубоко понятен — в этом году мой четвертый ребенок с огромной неохотой идет в первый класс. Как его встретит школа, учителя, одноклассники — будет ли ребенку приятно и комфортно все эти годы?   

Адаптация первоклассников к школеСамо становление в отношениях школы и ребенка закладывается в первые дни общения с первой учительницей.

Школа… как много самых теплых воспоминаний, приятных впечатлений связано у большинства людей с этим словом. Восприняв его, наше сознание рисует красочные картины прошлого: уютный светлый класс, несколько рядов парт и стульев, заполненные разнообразными книгами шкафы, учебные плакаты, школьная доска, любимая первая учительница и около тридцати маленьких первоклассников, горящими глазами смотрящих по сторонам, впитывающих все происходящее, как губка.

И кажется, что все так прекрасно, весь мир представляется в радужных красках. А на самом деле впереди маленьких учеников ждут настоящие испытания, ведь школьная жизнь не исключает сложностей, переживаний, проблем. Одним из первых и самых сложных испытаний является школьная адаптация первоклассников, которую называют переломным моментом в жизни детей.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе – это двухсторонний (психологический и физиологический) процесс приспособления детского организма к новым условиям жизни. Этот нелегкий период своей жизни каждый из детей, пришедших в первый класс, переживает по-своему: все зависит от подготовленности к школе, психологического настроя, состояния здоровья, а также от грамотности родителей. Но основными моментами, конечно, являются индивидуальные особенности ребенка.

Кто-то из детей переносит школьную адаптацию менее болезненно, у кого-то этот период проходит наиболее остро – ребенок испытывает большой стресс. Большинство детей в конце сентября – начале октября заболевают, у других страдает нервная система, они очень часто капризничают и раздражаются.

Бывают и такие случае, когда адаптация детей проходит совершенно необычным образом: ребенок становится как будто шелковым. Он предельно опрятен, послушен, многие дела, которые раньше делал с трудом, теперь выполняет без напоминаний уговоров. Но родителям в таком случае не стоит сильно радоваться тому, что школа изменила их чадо: подобным поведением у некоторых деток проявляется тот же самый стресс, и скоро оно пройдет, скорее всего, бесследно. Замечены лишь единичные случаи, когда такое приятное новообразование остается на всю жизнь.

Период адаптации к школе у первоклассников обычно ограничен одним – двумя месяцами, хотя нередко затягивается и до шести месяцев у некоторых детей.

Не будет лишним еще раз напомнить о том, что успешность адаптации первоклассников к школе напрямую зависит от родителей и учителя.

Первый учитель – человек, который является активным участником образовательного процесса. Именно он должен помочь малышам успешно пройти этот сложный и очень важный период новой жизни. Именно учитель должен вовремя суметь помочь родителям советом или рекомендацией.

Цель педагога заключается в том, чтобы создать для ребенка такие условия со стороны психологии и педагогики, которые обеспечат наиболее благоприятное течение процесса школьной адаптации: к учебе, ко всем трудностям школьной жизни, ко взаимодействию с одноклассниками.

Учитель должен реализовать ряд следующих задач:

Помочь первокласснику осознать себя школьником, вжиться в эту позицию;

 Дать детям понятие оценки и самооценки, научить их пользоваться этими понятиями;

 Научить детей пользоваться помощью учителя, когда это им необходимо, быть решительными и уверенными;

 Помочь родителям почувствовать себя сильными в новой роли родителей школьника.

Методические рекомендации для учителя по успешной адаптации первоклассников к школе

 Перед началом первого урока проводите с классом комплекс утренней гимнастики. Такое мероприятие нормализует физиологические процессы школьника и подготовит его к новому школьному дню со своими сложностями и трудностями.

 Не забывайте регулярно проветривать класс: в душном помещении работоспособность значительно понижается.

 Напоминайте детям о соблюдении правил личной гигиены: руки и лицо всегда должны быть чистыми, одежда – опрятной, рабочее место – чистым.

 Не забывайте включать в этапы урока этап рефлексии, на котором происходит формирование самооценки первоклассника.

 Выстраивайте позитивные взаимоотношения с детьми: не забывайте о похвале. Ориентируете себя и детей на их личный успех, ободряйте детей.

 Улыбайтесь детям чаще, не забывайте и о доброжелательном отношении к ним. Сделайте себя другом и наставником каждого малыша.

 Организовывайте на переменах активный отдых детей, включайте в него подвижные игры. Отдыхая, дети не должны сильно возбуждаться. Поэтому и их игры и занятия не должны быть переутомляющими.

 Не забывайте проводить на уроках физминутки, так как они позволяют отвлечься от работы и повысить работоспособность. Ведь известно, что дети познавательно активны всего 15 – 20 минут.

 Делайте частую смену деятельности на уроке: дети не должны переутомляться, занимаясь одной и той же деятельностью.

 Используйте в системе уроков такие типы, как урок-игра, путешествие, экскурсия и прочее.

Помните, что успех ваших учеников зависит от вас!

Адаптация первоклассников к школе — вот такие советы от родителей нашим учителям, вторым мамам наших деток!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Сосед-Домосед читают 7356 чел. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: