Адаптация первоклассников к школе
Тема сегодня — адаптация первоклассников к школе — прежде всего касается учителей начального образования. Возьму на себя смелость дать конкретные рекомендации учителям. И хотя «яйца курицу не учат», этот важный момент мне глубоко понятен — в этом году мой четвертый ребенок с огромной неохотой идет в первый класс. Как его встретит школа, учителя, одноклассники — будет ли ребенку приятно и комфортно все эти годы?
Само становление в отношениях школы и ребенка закладывается в первые дни общения с первой учительницей.
Школа… как много самых теплых воспоминаний, приятных впечатлений связано у большинства людей с этим словом. Восприняв его, наше сознание рисует красочные картины прошлого: уютный светлый класс, несколько рядов парт и стульев, заполненные разнообразными книгами шкафы, учебные плакаты, школьная доска, любимая первая учительница и около тридцати маленьких первоклассников, горящими глазами смотрящих по сторонам, впитывающих все происходящее, как губка.
И кажется, что все так прекрасно, весь мир представляется в радужных красках. А на самом деле впереди маленьких учеников ждут настоящие испытания, ведь школьная жизнь не исключает сложностей, переживаний, проблем. Одним из первых и самых сложных испытаний является школьная адаптация первоклассников, которую называют переломным моментом в жизни детей.
Адаптация первоклассников к школе
Адаптация первоклассников к школе – это двухсторонний (психологический и физиологический) процесс приспособления детского организма к новым условиям жизни. Этот нелегкий период своей жизни каждый из детей, пришедших в первый класс, переживает по-своему: все зависит от подготовленности к школе, психологического настроя, состояния здоровья, а также от грамотности родителей. Но основными моментами, конечно, являются индивидуальные особенности ребенка.
Кто-то из детей переносит школьную адаптацию менее болезненно, у кого-то этот период проходит наиболее остро – ребенок испытывает большой стресс. Большинство детей в конце сентября – начале октября заболевают, у других страдает нервная система, они очень часто капризничают и раздражаются.
Бывают и такие случае, когда адаптация детей проходит совершенно необычным образом: ребенок становится как будто шелковым. Он предельно опрятен, послушен, многие дела, которые раньше делал с трудом, теперь выполняет без напоминаний уговоров. Но родителям в таком случае не стоит сильно радоваться тому, что школа изменила их чадо: подобным поведением у некоторых деток проявляется тот же самый стресс, и скоро оно пройдет, скорее всего, бесследно. Замечены лишь единичные случаи, когда такое приятное новообразование остается на всю жизнь.
Период адаптации к школе у первоклассников обычно ограничен одним – двумя месяцами, хотя нередко затягивается и до шести месяцев у некоторых детей.
Не будет лишним еще раз напомнить о том, что успешность адаптации первоклассников к школе напрямую зависит от родителей и учителя.
Первый учитель – человек, который является активным участником образовательного процесса. Именно он должен помочь малышам успешно пройти этот сложный и очень важный период новой жизни. Именно учитель должен вовремя суметь помочь родителям советом или рекомендацией.
Цель педагога заключается в том, чтобы создать для ребенка такие условия со стороны психологии и педагогики, которые обеспечат наиболее благоприятное течение процесса школьной адаптации: к учебе, ко всем трудностям школьной жизни, ко взаимодействию с одноклассниками.
Учитель должен реализовать ряд следующих задач:
Помочь первокласснику осознать себя школьником, вжиться в эту позицию;
Дать детям понятие оценки и самооценки, научить их пользоваться этими понятиями;
Научить детей пользоваться помощью учителя, когда это им необходимо, быть решительными и уверенными;
Помочь родителям почувствовать себя сильными в новой роли родителей школьника.
Методические рекомендации для учителя по успешной адаптации первоклассников к школе
Перед началом первого урока проводите с классом комплекс утренней гимнастики. Такое мероприятие нормализует физиологические процессы школьника и подготовит его к новому школьному дню со своими сложностями и трудностями.
Не забывайте регулярно проветривать класс: в душном помещении работоспособность значительно понижается.
Напоминайте детям о соблюдении правил личной гигиены: руки и лицо всегда должны быть чистыми, одежда – опрятной, рабочее место – чистым.
Не забывайте включать в этапы урока этап рефлексии, на котором происходит формирование самооценки первоклассника.
Выстраивайте позитивные взаимоотношения с детьми: не забывайте о похвале. Ориентируете себя и детей на их личный успех, ободряйте детей.
Улыбайтесь детям чаще, не забывайте и о доброжелательном отношении к ним. Сделайте себя другом и наставником каждого малыша.
Организовывайте на переменах активный отдых детей, включайте в него подвижные игры. Отдыхая, дети не должны сильно возбуждаться. Поэтому и их игры и занятия не должны быть переутомляющими.
Не забывайте проводить на уроках физминутки, так как они позволяют отвлечься от работы и повысить работоспособность. Ведь известно, что дети познавательно активны всего 15 – 20 минут.
Делайте частую смену деятельности на уроке: дети не должны переутомляться, занимаясь одной и той же деятельностью.
Используйте в системе уроков такие типы, как урок-игра, путешествие, экскурсия и прочее.
Помните, что успех ваших учеников зависит от вас!
Адаптация первоклассников к школе — вот такие советы от родителей нашим учителям, вторым мамам наших деток!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...