Абсурды аукциона Кристис и писсуар за 1 млн $

Добрый день, дорогие домоседы. Мы утратили способность оценивать искусство само по себе и по всем его достоинствам. Абсурды аукциона Кристис и писсуар за 1 млн $? Среди многих рекордов, установленных на прошедшем в Нью-Йорке аукционе Кристис, где произведений современного искусства было продано на удивительную сумму 852900000 $.

Об одном, как ни странно, не сообщалось: самая высокая цена, которую когда-либо заплатили за писсуар!

Абсурды аукциона Кристис: почему писсуар стоит больше, чем художественный шедевр? И как современное искусство оценивают по ценникам, а не по эстетике?

Инсталляцию Роберта Гобера «Три писсуара» (1988) продали за 3520000 $, что значит немного больше, чем 1 млн. долл. за писсуар.

Абсурды аукциона Кристис и писсуар за 1 млн $

На самом деле они не работают – то есть они стали знаменитыми в переносном смысле. И это хорошо, потому что, по мнению Кристис, их «гладкие контуры просят, чтобы их коснулись посетители», а антибактериальный гель для рук не был включен в цену.

Абсурды аукциона Кристис – писсуар и художественные шедевры

То, что писсуар, созданный художником, о котором вы, вероятно, никогда не слышали, стоит больше, чем шедевр художника, о котором вы слышали (за один писсуар Гобера вы можете купить прекрасного Рубенса), объясняется тем своеобразным способом, которым работает современное мировое искусство.

О достоинствах произведений, таких вот как Гобер, судят не за проверенное временем и объективное художественное восприятие, а по его стоимости.

Эксперты говорят, что дорого – все равно что хорошо.

Но «Три писсуара» отличаются от настоящих писсуаров только ценой и несколькими абзацами непонятной художественной болтовни в каталоге. И если писсуары Гобера стоят 3500000 долл., то один из его умывальников (он производит весь спектр туалетной керамики) также должен стоить миллионы.

Другими словами, мы все вместе потеряли способность оценивать искусство сами и по его достоинствам. Вместо этого мы руководствуемся такими индикаторами как мода, цена и – как в данном случае – ажиотаж. Вы можете сказать, что так было всегда.

Но сегодня – когда для более богатой чем когда-либо элиты покупка современного искусства стала формой престижных расходов для повышения своего социального статуса – результатом является беспрецедентный художественный бум.

Может ли он продолжаться? В большинстве случаев спекулятивные пузыри лопаются, когда финансовая реальность, которая лежит в основе, делает свое дело. Бум субстандартного кредитования закончился, когда владельцы жилья перестали возвращать заемные средства.

Но в художественном мире мало таких ограничений. Требуется одно – чтобы художественные произведения и дальше поднимались в цене. А если нет? Что же, не волнуйтесь – на рынке существуют способы проследить, чтобы суммы росли – по крайней мере, чтобы так казалось.

Два примера. Первый: если вы являетесь дилером, представляющим какую-то относительно небольшую группу художников, которые что-то значат, вы можете сами (анонимно) набавлять цену на их произведения – чтобы заявить про новую «стоимость».

Возможно, вам придется выкупить некоторые произведения, но в мире, где вес имеет всего одно – последняя цена, выплата комиссионного вознаграждения аукциониста является лишь маркетингом.

Вторым является гарантированная покупка. Гарант – это тот, кто уславливается про определенную (скрытую) цену за произведение перед аукционными торгами и получает прибыль, если оно продается за большую сумму.

Чтобы оживить торги, им разрешается также набавлять цену на произведение при продаже с аукциона.

Но если им выпадет его купить, то их предпродажные договоренности (также скрытые) означают, что они не будут платить никакой «цены», заявленной аукционным залом, и новая «стоимость» будет репрезентативной.

Почти половина лотов на последних аукционных торгах Кристис были гарантированными покупками.

Попробуйте это на другом рынке, и скорее всего будут обращения в контролирующие органы с требованием вмешаться. Но на рынке искусства проходит что угодно, и это одна из причин того, что мы вряд ли увидим что-то похожее на схлопывание пузыря в ближайшем будущем.

Возможно манипулировать цифрами ровно настолько, чтобы убедить следующего болвана, что еще один Гобер «стоит» столько-то миллионов долларов: «Смотрите, что сделал последний».

Вместе с тем, когда изменится мода и стихнет ажиотаж, такие работы, как «Три писсуара», начнут оцениваться более объективно. Несколько лет спустя людям будет безразлично, что было приобретено за 3500000 $ в 2014 г., для них будет иметь значение лишь то, что это была имитация «Фонтана» Марселя Дюшана, представленная им в 1917 году.

На самом деле история свидетельствует о том, что художником, которого когда-то будут прославлять как наиболее выдающегося в нашей эпохе, будет тот, о ком мы еще не слышали. Не будем забывать, что Ван Гог в целом за всю свою жизнь сумел продать только одну картину.

Абсурды аукциона Кристис – писсуары и художественные шедевры. Источник: The Financial Times

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: