Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста

Добрый день, дорогие педагоги и родители. Как проводится эффективная воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста в современных реалиях?

Стимулирование является необходимым условием воспитания детей всех возрастных групп, но оно особенно эффективно в работе с младшими школьниками, поскольку внутренние возбудители целенаправленных усилий еще не достигли в них значительного развития и механизмы самодисциплины являются относительно слабыми.

Содержание статьи:

Воспитательная работа с младшими школьниками

В практике воспитательной работы используются разнообразные средства стимулирования выполнения требований школы: оценки, переходящие флажки, вымпелы, значки-символы, устное определение лучших, празднования на специальном стенде, в альбоме или в тетради и тому подобное.

Так, например, уместно каждую неделю определять и награждать самодельными значками лучшего дежурного, наиболее дисциплинированных на уроках и переменах, наиболее опрятных, вежливых, активных в выполнении внеклассных поручений.

При этом важно награждать как можно больше учеников и не создавать “безнадежных”, которые не могут отличиться ни в чем. Ученикам, которым не удается выполнять общие требования, надо специально предлагать несложные поручения, за которые можно наградить хоть как-нибудь.

 Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста

Использование положительных примеров

Склонность младших школьников к подражанию позволяет успешно использовать положительные примеры желаемого поведения.

Таким примером, во-первых, должен быть сам педагог. В плане дисциплинированности ему важно быть аккуратным, точным, не забывать своих обязанностей и обещаний, держать в порядке все, с чем он работает, и обеспечивать порядок в классе.

Плохой пример дает учитель, в классе которого беспорядок в стенных шкафах, мусор в углах, пыль на подоконниках, заброшенная наглядность, поломанные парты и двери, неряшливо ведется классный журнал.

Большую роль играют литературные примеры дисциплинированных, собранных и осторожных людей. Чтобы управлять процессом подражания, нужно не только знакомить учащихся с образцами положительных качеств, но и фиксировать на них внимание учащихся, усиливать мотивацию.

Так, можно провести беседу “Кто может быть образцом твердой воли, дисциплинированности, исполнительности, аккуратности, верности слову”, “Чей пример достоин подражания”, “Люди достойные уважения”.

Содействие учащимся в самоутверждении

Невозможность самоутверждения является ощутимой причиной психологического дискомфорта младших школьников. Конечно, дети еще не осознают причины этого дискомфорта, но они не могут быть равнодушными, когда чувствуют себя хуже других.

Неудовлетворенность своим положением может быть внешне незаметной, она предстает в различных формах протеста уже позже, в подростковом возрасте. В начальных классах ученики, которые не могут самоутвердиться в учебе или внеклассной работе, бывают тихими и незаметными, и это успокаивает учителей, скрывает проблему, что в корне не правильно.

Наиболее прямым и непосредственным путем самоутверждения учащихся является успех в учебе, но, к сожалению, не все ученики имеют для этого достаточные способности и помощь в семье.

Дополнительная помощь со стороны педагога является чрезвычайно важной в этом плане, но нужна такая помощь, которая бы не отталкивала ученика от обучения. Рассмотрим другие возможности самоутверждения учащихся.

 Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста

Внеклассная работа с младшими школьниками

Она дает определенную возможность проявить себя каждому ученику независимо от успехов в учебе. Подбирая участников художественной самодеятельности и различных стихотворных монтажей, которые часто используются на классных праздниках, нужно обязательно привлекать слабоуспевающих и “незаметных” учеников, хотя их подготовка, конечно, требует больших усилий.

Во 2-3 классах уместно поручать ученикам отвечать за подготовку отдельных фрагментов выступления, например, чтение стихов членами звена или бригады, в которую входит данный ученик; здесь также важно привлекать не только успевающих и активных школьников.

Каждый ученик должен иметь общественное поручение, выполнение которого должно постоянно контролироваться педагогом.

К постоянным поручениям можно отнести:

  • ответственность за то или иное классное имущество,
  • проверку внешнего вида учащихся,
  • состояния учебников и тетрадей,
  • оформление класса,
  • обязанности классного библиотекаря,
  • сбор материалов по различным темам для проведения занятий по распространению знаний (о природе, искусство, спорт, научные открытия, технику и т. д),
  • ведение классного дневника (летописи),
  • организацию спортивных соревнований,
  • организацию экскурсий и прочее.

Кроме того, можно давать отдельным ученикам временные поручения, например, помощь одноклассникам с того или иного учебного предмета, участие в подготовке внеклассного мероприятия и тому подобное.

Хорошее выполнение поручений надо обязательно отмечать. Кроме устного одобрения можно использовать награждение самодельными значками или медалями, сообщение об этом родителей записью в дневнике и на родительских собраниях.

Празднование Дней рождения учащихся

Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста не только учебный процесс. В школьной практике невольно складывается такая ситуация, что одних учеников постоянно хвалят и отмечают, а другие редко слышат что-то хорошее в свой адрес. Это вроде бы соответствует принципу справедливости (что заслужил, то и получай), однако с педагогической точки зрения такой принцип не является полезным.

Празднование Дней рождения — один из эффективных средств помощи каждому ученику ощутить внимание и доброе отношение к себе. Но празднование также бывает разным. Иногда оно превращается в лакомство, когда именинник и не видит внимания к себе.

Уместно специально подготовить приветствие, рассказать об имениннике и его семье, подчеркнуть все лучшее и интересное. Желательно ввести в традицию торжественных письменных поздравлений от класса, оформленных так, чтобы имениннику хотелось сохранить их надолго.

Такие празднования не только помогут в самоутверждении ребенка, но и станут своеобразным тренингом внимания учащихся друг к другу.

Знакомство учеников с семьями одноклассников

Это также является удачным средством улучшения статуса ученика в группе и его самоутверждения. Младшие ученики еще не отделяют себя от семьи, они очень гордятся всем хорошим, что есть в ней. Надо уделить специальное внимание семье каждого ребенка.

Можно проводить отдельные праздники семьи каждого ученика, независимые от дня его рождения, совместные концерты учеников с родителями, спортивные праздники типа “Папа, мама, я — дружная семья”, туристические походы с участием родителей и прочее.

 Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста

Сплочение коллектива во внеклассной работе

Хорошо известно, что в сплоченном коллективе каждый его член самоутверждается значительно лучше, чем в слаборазвитой группе. Именно внеклассная воспитательная работа дает наилучшие возможности для сплочения коллектива.

Этому способствуют все хорошо проведены внеклассные мероприятия:

  • экскурсии,
  • прогулки,
  • походы,
  • праздники,
  • вечера отдыха,
  • беседы и тому подобное.

Интенсивная и интересная внеклассная работа укрепляет дружеские связи между учениками и тем способствует наиболее доброжелательному отношению друг к другу.

Во внеклассной работе существуют благоприятные возможности для развития самоуправления учащихся. Деление класса на несколько групп, как бы они не назывались: звенья, бригады и тому подобное, дает возможность для более тесного сплочения детей в процессе соревнования между группами, в ходе которого есть место для активности и самоутверждения каждого ученика.

Идея соревнования очень привлекательна для детей этого возраста, она отвечает их потребности в активности и игровых формах общения.

Когда педагог умеет найти захватывающие детей содержание и формы коллективной внеклассной деятельности, возможность самоутверждения каждого ученика значительно возрастает.

Воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста не может быть полность раскрыта в рамках одной обобщающей статьи, это ежедневный труд учителя начальных классов. Тяжелый, ответственный, малооплачиваемый, и… малооцененный в среде родителей.

Низкий поклон вам, учителя младших школьников, ведь воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста закладывает те основы социума, которые необходимы для становления личности порядочного и самодостаточного для общества будущего гражданина России.

Отдельное спасибо учителю начальных классов Катаевой Татьяне Борисовне из школы 43 г.Челябинска, которая вот уже 25 лет занимается с нашими несмышленными и ведет коррекционные классы.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.