Урок войны — 6 объяснений

Уроки войн в нашем материале.

Содержание статьи:

Первый урок войны

Во все времена, вплоть до второй половины XX в., использование военной силы рассматривалось как главное, природное и закономерное средство политики, предоставленный самой природой человеческому обществу.

Никто не верил в достаточную надежность политических переговоров и соглашений. «Силовые решения» оттесняли на второй план политику. Политические методы очень часто применялись лишь для того, чтобы лучше подготовиться к следующей войне.

Но три мировых конфликта XX в. доказали, насколько губительным является отставание военно-политической мысли от закономерностей мира, который изменяется.

Катастрофичным оказалось убеждение, что в XX в. можно военным насилием достичь чего угодно, как и в XIX в. Или раньше.

Обе мировые войны возникли из-за некомпетентности лидеров, которые думали, что в новые времена военной силой можно манипулировать так же, как и в прошлые эпохи. В XX в. политическая малограмотность и беспринципность шли рядом с малограмотностью военной.

Особенно этот урок войны болезненно отразилось на судьбе Советскую людей. Конечно, возможны возражения, особенно со стороны представителей старшего поколения: «О чем идет речь? Ведь мы победили!» Да, но какой кровью, ценой каких жертв? Где был остановлен враг?

Нельзя забывать, что в истории человечества существует такое понятие, как «пиррова победа», то есть такая, которая истощила все силы. Страну и народ было, как щит, подставлено, чтобы прикрыть некомпетентное руководство. История доказала, насколько пагубной является для народов посредственность во власти.

Второй урок войны

В течение длительного времени догматы силы, закрепленные общим политическим сознанием, постепенно становились самым консервативным элементом общественных отношений. Среди них — убеждение, что каждое государство должно всегда готовиться к войне, а мир — это только передышка между; войнами.

Только страх перед превосходящей силой может удержать любую страну от агрессии. Необходимо уже в мирное время добиваться максимального военного превосходства над теми, кого считают врагами. Гонка вооружений считалась законом. А все лучшее должно отдаваться военным — элите общества.

Завоевание чужих территорий, передел владений, границ, ограбление побежденных, захват пленных как рабочей силы, утверждение собственной идеологии или догматов веры — все это «нормальные» цели применения силы.

Эти взгляды сложились давно. Их всегда особенно ревностно поддерживали и приумножали военные касты. Но в наше время большинство из них не только прекратило «работать», но и стало вредными и опасными. Важнейшее условие мира – преодоление этих взглядов, однако они очень живучи.

Третий урок войны

История свидетельствует, что политика силы всегда сочеталась со своей противоположностью — стремлением людей к выживанию и в тех или иных формах ограничения силы. Процесс ограничения политических возможностей военной мощи постепенно развивался на протяжении всего XX в., хотя сначала его не замечали из-за существующих традиций.

В течение века действовали две тенденции. Первая заключалась в стремительном росте материального могущества военной силы, которая с созданием ядерного оружия достигла абсолютных величин. Вторая — в ограничении военной силы как самого действенного средства политики.

Четвертый урок войны

В XX в. была дискредитирована имперская политика, та, что надеялась силой удерживать насильственные структуры, когда они оказывались на грани распада. Тоталитарные режимы довели до предела использование военных средств для внутриполитических задач, стремясь обеспечить свое существование.

У некоторых было желание сохранять колонии, расширять территории, не считаясь с волей других народов, навязывать чужие режимы, идеологические установки.

Однако две главные тенденции оказались сильнее, чем военная сила: общее стремление в XX в. к демократии и национальной независимости. Они вынесли приговор империям.

Распад и гибель Австро-Венгерской монархии, как и Османской деспотии, произошли под давлением национально-освободительных движений. Фашистские режимы в Европе, японский тоталитаризм были уничтожены в демократической борьбе Второй мировой войны.

Британская империя развалилась также под влиянием демократических процессов в послевоенном мире. Подрыв командно-административной, тоталитарной системы в СССР и в Восточной Европе, распад Советского Союза тоже были результатом процессов широкого демократического порядка.

Пятый урок войны

Почти все войны XX в. приводили к политическим тупикам в том понимании, что вызвали последствия, которых не ожидали ни победители, ни побежденные. Прав был известный американский политолог З.Бжезинский, когда писал: «Параметры и траектории войны непредсказуемы по самой своей природе. Война порождает непредсказуемую военную динамику и вызывает сильные политические потрясения, создавая как новые проблемы, так и новые возможности».

Хрестоматийными являются примеры Первой и Второй мировых войн. Никто в мысли не предполагал, что их результатам будут в 1917 революция в России, в других странах, образование социалистической супердержавы, затем социалистического лагеря и начало «холодной войны».

Другим примером может служить поддержка американцами талибов в войне с СССР. Те же исламистские террористы затем направили свое оружие против США, видя в них «мировое зло», с которым надо бороться любыми методами.

В XX в., как правило, проявилось несостоятельность лидеров, ответственных за использование силы. Они прибегали к ней, когда этого делать уже нельзя было. Они не понимали, что, применяя силу, они обрекают себя на глубокие, порой катастрофические кризисы и вызывают тяжелые социальные последствия для собственных сообществ.

Когда Германия перед Первой и Второй мировыми войнами в гигантских масштабах массово вооружалась, то она толкнула к тому же другие государства, но дважды потерпела катастрофу.

Урок войны для СССР — когда Советский Союз во время «холодной войны» вооружался, чтобы стать равным в силе, по сути, со всем окружающим миром, то, достигнув «равновесия», разорил себя экономически, подорвал ту же силу и, исчерпав возможности собственной системы, потерпел крах.

Шестой урок войны

Исторический опыт показывает, что демократия как таковая, не является залогом предотвращения войн. Конечно, не демократические, диктаторские, тоталитарные, авторитарные, военные, слишком центристские государства и режимы значительно чаще выступают инициаторами войн.

При таких режимах небольшая кучка агрессивного правителей может бездумно бросить армию на подавление мирных демонстраций и беспорядков своих граждан.

Урок войны - 6 объясненийТакие режимы более склонны к военным авантюрам. У них нет тормозов от бессмысленных решений и действий, они легче могут втянуть страну в войну, не считаясь с общественным мнением, протестами политических институтов и народа.

Особенно опасной является супер удача одного лица, которое опирается на небольшую замкнутую олигархию и распоряжается судьбой страны. Повышенная агрессивность авторитаризма является общепризнанным фактом.

Урок войны — 6 объяснений

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.