Развитие познавательной деятельности дошкольников

Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы расскажем про развитие познавательной деятельности дошкольников. Познавательная деятельность – это процесс, включающий в свое определение такие понятия, как: мышление, речь, запоминание, а также процессы внимания и восприятия.

Это все те действия, которые человек приобретает в процессе своего развития и те действия, которые ему необходимы для функционирования и ориентации в окружающей среде.

Они являются условием получения и обработки, блоков информации и знаний, возможности обучения и гармонии с окружающей средой. Благодаря ним, каждый из нас строит свои собственные представления о себе и мире, в котором довелось ему жить.

Содержание статьи:

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательная деятельность дошкольников базируется прежде всего на процессах, чувствах и восприятии, которые являются основой приобретения знаний.

Развитие познавательной деятельности дошкольников Сенсорные процессы приема сигналов, поступающих к нам из окружающей среды или нашего собственного тела – их прием осуществляется в так называемых аналитических центрах нашего мозга.

Сигналы, которые получены, это не что иное, как стимулы, для которых характерно определенное количество информации.

Сложные стимулы несут с собой больше информации, а простые передают меньше информации. Прием первых мы называем впечатлениями, а вторых, т. е. более сложных, восприятием или наблюдением.

К сожалению, сегодняшний день приносит нам избыток информации, или просто шума, из которого нужно научиться задерживать то, что для нас самое главное. Этот процесс называется обнаружением сигналов.

Возвращаясь к процессу наблюдения, следует также отметить, что оно касается приема сигналов, составляющих чувственные представления реальности, которые невозможно разделить на отдельные фрагменты, например: наблюдение лица среди других сопровождающих его стимулов или прослушивание мелодий, которые сопровождают еще и другие звуки в фоне.

Более точные исследования привели психологов к признанию двух уровней процесса восприятия (наблюдательности). Ими являются:

Уровень фигуральный, иначе сенсорномоторный, который извлекает фигуры и символы, составляющие единое целое в пространственно-временном смысле.

Уровень семантический – процесс анализа полученных сигналов из окружающей среды.

Высокая и идеальная форма познания – это процесс мышления, который позволяет создавать новую информацию на основе старой.

Мышление – это обработка информации, содержащейся в фактах и представлениях.

Акт мышления – это цепочка умственных операций, с помощью которых мы обрабатываем информацию, закодированную в вопросах, фактах, представлениях и понятиях.

В это определение входит только тип мышления целенаправленного, то есть имеющего начало и конец, направленного на решение какой-то проблемы, это мышление стимулирует умственные операции, предназначенные для того, чтобы дать решение проблемы.

Отмечается также существование другого типа мышления, называемого мышлением ассоциативным, которое заключается в свободном анализе мыслей и укладке их в последовательности, что часто происходит независимо от стимулов, которые приходят из окружающей среды.

Одной из разновидностей такого мышления являются, в частности, сновидения.

С понятием мышления и его формирования в ходе психического развития ребенка, связано также понятие совершенствования распознавания образов, что относится к процессам восприятия.

В начале нашей жизни, у нас еще не так развиты процессы мышления, чтобы уметь извлечь при анализе особенности каждого предмета, описания всех особенностей, и если нам это удастся, то мы не можем связать их в единое целое.

Крайним проявлением такого восприятия является синкретизм, который легко заметен у очень маленьких детей, например, которые пытаются положить в рот всю тарелку с пищей, что свидетельствует об отсутствии различения и сопоставления предметов.

Еще одним типом познавательных процессов, являются процессы памяти. Память – это гипотетическая система кодирования, которая содержит полученные или воспроизведенные в уме сведения. В этом процессе можно выделить три фазы.

  1. Запоминание – это кодирование, запись в память полученных данных или форм поведения.
  2. Сохранение – это удержание в памяти полученной записи.
  3. Воспроизведение – это актуализация того, что было записано и сохранено.

Другими видами познавательных процессов, которые оказывают существенное влияние на познавательную активность, являются: интеллект, межличностная коммуникация и собственное творчество.

Также способность разговаривать, основанная на языке и речи, является важной составляющей в познавательной активности, через устное выражение знаний, обсуждение и постановку вопросов.

Развитие познавательной деятельности дошкольников поэтапно

В первый год жизни, который называется младенчество, познавательная активность является относительно небольшой. Это меняется вместе с увеличением сенсорной чувствительности и все более короткими периодами бодрствования.

Рецепторы, анализаторы начинают реагировать на раздражители из внешней среды, но только с близкого расстояния. Примерно от третьего до пятого месяца жизни, ребенок имеет бинокулярное зрение, что означает видение вдаль.

Меняется это примерно к тринадцатому месяцу его жизни, когда острота зрения равна резкости взрослого.

Также уже в период младенчества, мы можем говорить о зачатках интеллекта, называемых сенсомоторным интеллектом.

Проявляется он в познавательных действиях ребенка – направленных к получению новой информации и накоплению опыта, познания окружающего мира. Основной ее примером является преднамеренной хватание предметов.

Действия с определенными предметами в период до года зависят от определенных факторов, таких как: привлекательность предмета, опыт, возраст, пол ребенка, темперамент.

Кроме того, также сильные эмоциональные стимулы, составляют основу исследовательской деятельности ребенка. В результате таких действия ребенок учится не реагировать на постоянно повторяющиеся раздражители, то есть на те, после которых не наступает усиление.

Малыш учится избирательности внимания и накопления информации об окружающем его мире, реальности. Изучение преобразования реальности – это одновременно и изучение действия в соответствии с предназначением предметов.

Таким образом, чадо формирует свое новое представление физического мира и окружающей среды.

В период после одного года психо-моторное развитие становится все более интенсивным. Около второго года жизни происходит удлинение шага, улучшение координации, исчезновение лишних движений.

На третьем году жизни самостоятельности ребенка уже достаточно, чтобы достигать всех интересующих его мест. Таким образом, действия, связанные с познавательной деятельностью, становятся намного проще.

Второй год жизни, это дальнейшее развитие специфической манипуляции, во время которой ребенок настраивает свои движения до величины и специфики предметов. Начинается период подражания взрослым, которое проявляется больше всего в обращении с предметами обихода.

Это также период, в котором динамично развивается сенсомоторный интеллект. Выражается он в способности преобразования рефлекторных реакций на психические действия.

В дальнейших стадиях развития сенсомоторного интеллекта, около второго года жизни, ребенок начинает понимать символические особенности различных предметов.

Примерно на третьем году жизни, приобретает знания о своих психических состояниях, что называется «детской теорией разума». Это способность думать о вещах отсутствующих, о возможных событиях, это также проявляется в возможности говорить о прошлом и планировать будущее.

Четвертый год жизни ребенка, приносит понимание понятия умственной деятельности. Ребенок начинает понимать, что ум – это совокупность психологических состояний, желаний, мыслей, знаний.

Известно, что мозг активно производит умственные состояния, что приводит, к пониманию таких действий, как распознавание лжи, говорение метафорами и прочее.

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательная активность ребенка и речь

Развитие познавательной деятельности дошкольника также напрямую зависит от процессов речевого развития.  Можно наблюдать параллель в этих двух взаимосвязанных процессах развития дошкольника.

С увеличением словарного запаса и овладением новыми навыками в говорении, ребенок получает доступ к большему количеству информации через постановку вопросов родителям, педагогам и сверстникам.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – это сложный процесс, который затрагивает многие сферы деятельности ребенка.

Именно благодаря познавательной активности дошкольник достигает успехов в освоении основных жизненно важных бытовых навыков, получении базовых сведений об окружающей среде и людях.

Удпчи всем!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.