Онлайн образование и бизнес школы

Традиционные университеты уходят в небытие  –  говорят одни. Нет, онлайн образование всего лишь малозначительное дополнение к привычному формату обучения,  –  возражают другие. Однако, по мнению Панкадж Гемавата, профессора кафедры глобальных стратегий бизнес-школы IESE (Барселона), идея противопоставления двух образовательных моделей вообще лишена всякого смысла.

«Те, кто рассуждают о том, хорошие или плохие массовые открытые онлайн – курсы (MOOC) и смогут ли они вытеснить университеты с рынка, не понимают сути вопроса,  –  пишет Гемават.  –  Будущее образования не в противостоянии старого и нового, а в их принципиально иной комбинации».

Близорукость дискуссии про MOOC можно проследить на противоположных подходах бизнес школ Гарварда и Вартона.

Онлайн образование и бизнес школы

Так, Гарвардская бизнес школа (HBS) решила не использовать одну из существующих платформ MOOC, а развивать собственную систему. По мнению Майкла Портера, признанного специалиста в области стратегии, это правильный подход.

В свою очередь, Клейтон Кристенсен, известный эксперт по инновациям, предпочитает метод, который использует Вартонская бизнес школа, она инкорпорировала массовые открытые онлайн – курсы ко всем своим основным курсам.

Какой же из этих двух подходов лучше? На самом деле, дело не в большем или меньшем совершенстве одного из них, а в том, что и первому, и второму решению очень сильно не хватает завершенности.

HBS использует свою онлайн платформу с целью охватить группу студентов из курса подготовки к MBA – программе, которые пока остаются вне сферы ее влияния.

Зато, согласно выводу исследования Вартонской бизнес школы, модель, которую она использует, «привлекает студентов, которые не в состоянии использовать предложения традиционного делового образования».

Другими словами, обе они рассматривают онлайн образование как дополнение к своим программам  –  приложение, почти не связанное с тем, что происходит в аудитории.

Эта ситуация похожа на дилемму, с которой столкнулась компания Barnes & Noble (B & N) в 1990 – х, когда Amazon начала продажи книг в онлайне. Надо отдать B & N должное  –  она очень быстро ввела онлайн канал, как дополнение к системе продажи через магазины.

Но при этом (и это самое важное!) ее онлайн образование и направление функционировало отдельно  –  как операционно, так и организационно. B & N достигла бы гораздо лучшего эффекта, если бы вместо простого балансирования между двумя каналами продаж, нашла способ их интегрировать.

В конце концов, в 2000 году компания начала движение в этом направлении; но было уже поздно пытаться обойти Amazon.

Прецедент B & N наталкивает на вопрос: могут ли бизнес – школы, пусть даже и элитные, позволить себе подходить к своей основной деятельности с позиций «бизнес как обычно»? Они говорят «да»  –  эксперты считают, что нет.

Как бизнес школы аргументируют такую свою точку зрения?

Аргумент. Если взять достижения учебных целей, то по сравнению с аудиторными занятиями эффективность массовых онлайн курсов гораздо ниже.

Контраргумент. Возможно, что и так. Но фокусировка только на учебных целях  –  это слишком узкая точка зрения.

Во – первых, таким образом недооцениваются другие преимущества, в частности, гибкость организации времени студента. Кроме того, распределение расходов делает онлайн – технологию гораздо более конкурентоспособной. И, наконец, фокусировка заведений на своей конкурентной позиции не позволяет им распознать потенциал технологии  –  а именно то, что со временем конкурентоспособность онлайн – моделей будет расти.

Аргумент. Ценовые давления не имеют для ведущих бизнес – школ никакого значения.

Контраргумент. То есть это означает, что лучшие бизнес школы могут бесконечно поднимать плату за обучение? Но средняя скидка на обучение по MBA – программе в престижных заведениях США составляет 52%, а в HBS  –  56%.

Онлайн образование и бизнес школы Аргумент. Несмотря на все экономические давления, институты, которые финансируются за счет частных источников, могут позволить себе сохранять статус – кво.

Контраргумент. С этим тезисом можно было бы согласиться. Но смогут ли академические учреждения, сохраняя верность традиционализму, сделать для своих студентов максимум?

На самом деле вопрос должен стоять так: как нам совершенствоваться?

Так, в IESE мы экспериментируем, инкорпорируя материал с массовых онлайн курсов к традиционному курсу по глобализации.

Аргумент. Традиционная модель ориентирована на обучение в группе  –  особенно это касается HBS. Таким образом, отказ от социальной составляющей учебного процесса несет в себе определенные угрозы.

Контраргумент. Это можно было бы сказать о подходе, который Гарвард практиковал несколько лет назад. Именно тогда после почти полуторачасовой дискуссии вы выходили из аудитории, не имея четкого представления о том, какой была мысль модератора по теме обсуждения.

Это делалось намеренно с целью развития независимости мышления студентов. Однако сегодня все больше утверждается другой подход: в конце занятия подается перечень уже сформулированных выводов. Именно так нужно подавать материал в онлайне.

Таким образом, вместо того, чтобы просто добавлять онлайн – предложение в существующие программы, бизнес школам следует экспериментировать со своими основными курсами.

Нужно сформировать прочные связи между учреждением и его цифровыми инициативами, предусматривающие, в частности, ротацию преподавательских кадров между двумя типами программ, формирование интегрированной оргструктуры, наличие различных каналов поддержки студентов.

При этом следует искать такие интеграционные механизмы уже сейчас, не выжидая, когда же станет ясно, каким путем двигаться дальше.

Самое главное  –  это отойти от образа мышления, когда аудиторная форма обучения считается совершенной по определению. Удастся ли нам изменить такую ментальную установку?

Так, Клейтон Кристенсен сказал:

Если кто – то и может застраховаться от «подрыва» –  так это мои невероятно одаренные и преданные делу коллеги из образовательной сферы.

А вот мнение, которое высказал про онлайн образование Клей Шерки, известный исследователь интернет – технологий с Нью – Йоркского университета:

Если провести параллели со звукозаписывающей отраслью, то у нас есть ряд преимуществ: мы децентрализованные и в основном некоммерческие; и еще, мы можем использовать множество примеров, на основании которых можно делать выводы (по существу, делать выводы  –  это наша основная специализация).

Впрочем, несмотря на все, мы, скорее всего, сможем создать такой же бедлам, который уже возник в музыкальной индустрии.

Будем надеяться, что правым окажется Кристенсен; хотя и не исключено, что последнее слово останется за Шерки.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.