Турбулентность в самолете – как преодолеть панику?
Добрый день, дорогие домоседы. Самолет попал в зону турбулентности. Большинство пассажиров от этой фразы морозом пробирает. Что это такое – турбулентность в самолете? Насколько она опасна? И что делать в такой ситуации?
Турбулентность в самолете – что происходит?
Турбулентность (от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный) – вибрация авиалайнера, которая возникает под влиянием восходящих и нисходящих вихревых воздушный потоков. Простым языком турбулентность в самолете называют болтанкой, воздушными ямами.
Турбулентность случается на разных географических широтах и на разной высоте.
- В приземном пограничном слое, на высоте около 100 м турбулентность определяется большими восходящими вихревыми потоками. Часто случается в горной местности.
- В облачности на высоте 2 – 5 км вероятность встречи с болтанкой максимальна.
- Так называемая турбулентность при чистом небе на высоте 9 – 10 км связана с активным движением воздушных потоков над облаками – горизонтальных и вертикальных.
Прогнозировать явление турбулентности достаточно сложно. Вообще в аэродинамике оно все еще считается не вполне исследованным: существует множество теорий его возникновения.
Бояться или нет?
Нас не пугает густой туман за стеклом иллюминаторов и облачный ковер, который стелется внизу, потому что это знакомо и привычно.
Другое дело – зона турбулентности: самолет буквально трясет и расшатывает, как на качелях. Масла в огонь подбрасывают услышанные краем уха или прочитанные где-то в сети истории бывалых путешественников, которые однажды попали в «такую-у-у засаду».
Однако специалисты утверждают, что турбулентность в самолете не представляет опасности ни для авиалайнера, ни для его пассажиров.
Это естественное явление – хаотичные воздушные вихри, которые встречающиеся на пути большинства самолетов. Так называемая обычная болтанка возникает во время пролета через слой облаков: попадая сначала в поток нисходящего воздуха, а затем – восходящего, авиалайнер будто ныряет туда-сюда.
По некоторым данным, 88% воздушных судов на определенном участке полета проходят через зону турбулентности.
При этом за последние 20 лет были зафиксированы буквально единичные случаи, когда болтанка привела к травмированию пассажиров.
И ни одной авиакатастрофы!
Справедливости ради следует заметить, что бывают и серьезные случаи турбулентности: в грозовых облаках, циклонных фронтах, струйных течениях – например, во время пересечения океана, который разделяет континенты.
Избежать их бывает непросто: из-за плотного трафик в небе самолет не всегда может изменить эшелон полета. Но специально пилот не направит лайнер в самое скопление грозовых облаков – их хорошо видно на локаторе, благодаря чему часто существует возможность их обойти.
Какие последствия?
Периодические колебания конструкции самолета приводят к более быстрому износу материала, из которого он произведен.
Кроме того, попадание в крупномасштабный вихревой поток в приграничных воздушных слоях может привести к потере высоты, а вертикальный порыв на большой высоте – к потере управляемости самолетом (он может войти в штопор).
Но авиалайнеры проектируются с учетом этих перегрузок, а пилоты подробно проинструктированы о том, как действовать в случае болтанки. Поэтому, как правило, после прохождения опасной зоны движение авиалайнера выравнивается.
Свести риск к минимуму!
Итак, перед полетом пилоты обязательно проходят брифинг, где получают свежую информацию о погоде, после чего и разрабатывается оптимальный маршрут.
Мнение о том, что попадение самолета в воздушные ямы зависит от квалификации пилота, ошибочно.
Ведь большинство пути (75%) лайнер вообще идет на автопилоте. Кстати, для надежности все системы автопилота дублируются по меньшей мере дважды!
Ручной пилотаж используется в отдельных случаях – когда необходимо подключить реакцию пилота. А вот от веса и размеров самолета степень болтанки все-таки зависит: чем больше и тяжелее лайнер, тем меньше его раскачивает и трясет.
В общем, паниковать из-за этой тряски не надо, но и недооценивать ее тоже не стоит. Важно занять место в салоне, обязательно пристегнуться, а также выполнять указания бортпроводников и рекомендации на световом табло.
Помните: распространенные травмы пассажиров в зоне турбулентности связаны именно с их неосторожностью – падениями и ударами об углы салона.
Попадание самолета в зону турбулентности – это ситуация неопределенности. Поэтому очень часто у людей возникает паника. Экипаж авиалайнера, конечно, учат необходимым навыкам поведения, и он способен справиться с турбулентностью.
Однако для пассажиров это стресс. Что делать? Успокоиться и взять себя в руки.
Что делать, если самолет попал в зону турбулентности
- Оставайтесь на своем месте. Прежде всего, это необходимо для вашей безопасности. Все вопросы стюардессе можно задать, вызывая ее нажатием кнопки.
- Восстановите дыхание, сбитое от волнения. Это самый простой способ контролировать себя. Откиньтесь на спинку кресла и начните спокойно дышать, сосредотачиваясь на вдохе и выдохе. Когда дыхание нормализуется, тогда перестанут дрожать руки и исчезнет паника.
- Считайте – ровно и спокойно, или пойте ритмичную, маршевую мелодию, тихонько выстукивая себе ритм (например, по коленям или ручкам кресла).
- Попейте. Лучше всего – теплый напиток, маленькими глотками, «провожая» каждый глоток внутрь себя.
- Старайтесь поддержать соседей. Можно начать рассказывать друг другу веселые истории из жизни или анекдоты на различные темы.
Страх полета на самолете
Часто радость от планирования отпуска омрачается из-за страха перед перелетом. Это так называемая аэрофобия, или воздушная болезнь. Как избежать страха?
- Перед полетом попробуйте расслабиться – не концентрируйтесь на негативных мыслях.
- Выбирайте место над крыльями – оно устойчивое, здесь наименьшая вибрация.
- В первые минуты после взлета посидите недолго неподвижно – это позволит организму привыкнуть, а вам – успокоиться.
- На борту отключитесь от мыслей о полете – лучше сосредоточиться на чтении книги, журнала. Или послушайте музыку в наушниках.
- Сохраняйте спокойствие – это очень важно. Не верьте негативным отзывам о таких ситуациях – людям характерно преувеличивать значение пережитых событий. Положитесь на профессионализм экипажа. Все будет хорошо!
Турбулентность в самолете – это не опасно, очень неприятно, но нужно справиться с эмоциями и не бояться этих моментов.
Про питание в самолетах разных авиакомпаний и правила поведения в самолете – у нас есть отличные статьи, почитайте!
Удачного всем полета!
Турбулентность в самолете видео
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день. Хэллоуин, также известный как "Праздник Тьмы", – один из самых мистических и жутких праздников в году. Он стал ...
- Добрый день всем. Путешествие налегке! У путешествия налегке полно положительных сторон. Так вы можете сократить время на дорогу, на заселение ...
- Добрый день, дорогие домоседы. Успеть бы повидать! Как много мест на земле, которые хочется увидеть. Каждый путешественник всегда задавался таким ...
- Добрый день. Особенность длительных путешествий состоит в том, что превращает общественный транспорт на какое-то время, по сути, в ваш дом. ...