Развитие восприятия дошкольников

Добрый день, дорогие родители. Про развитие восприятия дошкольников мы сегодня расскажем нашим читателям. Степень развития зрительного восприятия детей считается одним из основных факторов, определяющих школьные успехи детей.

Соответствующий уровень развития зрительного восприятия является необходимым условием, хотя и недостаточным, чтобы освоить навыки чтения и письма.

В свою очередь, освоение навыков чтения и письма в значительной степени определяет успех или неудачу детей в учебе – не только в изучении родного языка, а также математики и окружающей среды.

Содержание статьи:

Зрительное восприятие дошкольников

В научной литературе указывается, что одной из причин плохого зрительного восприятия детей, которое может даже вызвать дислексию, — это процесс латерализации (возникает, когда, например, мы имеем дело с ведущим левым глазом и доминирующей правой рукой).

Считается, что одним из основных последствий латерализации в области глаз и рук является нарушение координации глаз-рука. Такие дети при переучивании испытывают определенные, специфические трудности, связанные с изменением роли ведущего глаза.

Считается, что ситуация, когда, ведущий глаз, не соответствует ведущей руке ребенка, способствует совершении ими характерных ошибок, таких как:

  1. Статическая инверсия букв. Ребенок путает буквы подобных форм, пишет их в другом положении и направлении.
  2. Динамическое зеркальное отражение букв. Ребенок переставляет буквы, меняя их порядок.
  3. Постоянный пропуск или добавление букв и даже целых слогов и слов.
  4. Ошибочное воспроизведение букв. Ребенок плохо читает и пишет некоторые согласные, (например, лес читает как лис и пр.).

Нарушения в процессах зрительного восприятия могут повлечь за собой ряд дополнительных трудностей и проблем, с которыми придется столкнутся ребенку.

Поэтому, в случае обнаружения каких-либо несоответствий важно своевременное вмешательство и коррекция развития.

 Развитие восприятия дошкольников

Как способствовать развитию восприятия дошкольников?

Процесс развития дошкольников требует активного участия родителей и педагогов. И только в таком случае он может быть максимально успешен.

Причем в помощи и развивающих мероприятиях нуждаются абсолютно все дети дошкольного возраста, а не только те, которые имеют проблемы с темпами развития.

Рассмотрим набор упражнений, улучшающих зрительное восприятие. Однако для того, чтобы эти игры были в удовольствие, и соответствовали своей цели, стоит посвятить несколько минут на объяснение, что такое визуальное восприятие и для чего оно нам в жизни необходимо.

Визуальное восприятие

Визуальное восприятие – это способность распознавания и различения зрительных стимулов, а также их интерпретации с ссылкой на предыдущий опыт.

Правильный (нужный для данного возраста) уровень зрительного восприятия позволяет правильно проводить такие операции, как чтение, письмо, укладка и воспроизведение фигур, форм, выполнение математических задач.

Возвращаясь к определению, согласно которому зрительное восприятие совершенствуется через опыт, можно провести с ребенком такие занятия, которые способствуют совершенствованию зрительного восприятия.

Так что стоит задействовать вашего дошкольника к упражнениям такого типа – они помогут ему отточить уже приобретенные навыки в этой области, что в будущем может позволить избежать дефицита зрительного восприятия.

Выполняя эти упражнения с детьми (так же, как и другие), следует помнить о том, чтобы адаптировать их к возможностям и потребностям ребенка. В противном случае от них не будет никакого результата.

  1. Укладка фигур в ряды.

Укладка по формуле (надо заранее подготовить два комплекта цветных фигур, например, вырезанных из картона). Раскладываем перед ребенком картина из „своего” комплекта, например, красный треугольник — желтый круг — синий квадрат – красный квадрат и т. д., затем ребенок должен составить такой же ряд, как ваш.

Укладка из памяти (укладываем шаблон, представляем его ребенку в течение некоторого времени, например 20 секунд и, просим постараться запомнить). Затем убираем шаблон, а ребенок воспроизводит его по памяти (используя фигуры из своего комплекта).

  1. Складывание разрезанных картинок.

По формуле (например, разрезанные на несколько частей две одинаковые открытки – родитель укладывает свою, как шаблон, а затем то же самое делает ребенок самостоятельно).

Без рисунка (здесь можно использовать различные картинки, открытки, фотографии, нарезанные на куски).

  1. Восполнение недостатков в картинках – для этого можно использовать готовые картинки, доступные в Интернете, на которых не хватает некоторых частей – задача ребенка определить и назвать отсутствующие детали/предметы (например, отсутствие носа в рисунке лица).

4. Нахождение различий между картинками – вы можете использовать изображения, доступные в детских журналах (задача ребенка найти отличия между картинками – их количество, как правило, определяется в постановке задания).

  1. Дифференцирование положения фигур/элементов в пространстве – что близко, а что далеко? (например, во время прогулки).
  1. Зрительные распознавание направления укладки предметов со стрелками (стоит распечатать на листе несколько стрелок в разном направлении), формирование понятий направлении вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали в верхний левый угол, по диагонали в правый нижний угол, и т. д.
  1. Укладка картинок слева и справа от предмета (можно провести договорную границу, например, положить длинную линейку на середине стола и попросить ребенка раскладывать разные картинки по цветам – справа синие, а слева красные).
  1. Подбор слов для изображений – родитель готовит несколько картинок, на которых, например, предметы бытовой техники, домашние животные, профессии (важно, чтобы на картинке был один элемент), а затем подписи (названия этих предметов). Задачей ребенка является правильное распределение имен к изображениям.
  1. Пазлы – сначала с крупными элементами, потом все меньше и меньше (постепенно увеличиваем количество элементов).
  1. Перерисовка простых фигур и форм (круг, треугольник) – сначала, опираясь на представленный образец, а потом из памяти. Представляем образец в течение нескольких секунд, затем прячем его, и ребенок рисует по памяти (это упражнение также развивает зрительную память).
  1. Объяснение рисунков – того, что на них происходит, кто на картинке, что делают люди на этом фото (картинки из книг, детских журналов).
  1. Поиск элементов на изображении или в окружении – по имени (например, спросите ребенка „есть ли на этой картинке кот?”, „покажи мне на этой фотографии всех детей в шапках”) или по местоположению („покажи мне то, что лежит на столе”, „показать, какие животные на этой картинке стоят на лугу”).
  1. Описание окружающей действительности – совместные наблюдения за простыми событиями, действиями, а затем воспроизведение их в своих рассказах или на рисунках (например, во время прогулок).
  1. Игра в домино (с картинками, буквами).
  2. Упражнения для зрительной памяти – показываем ребенку изображение на несколько секунд и убираем. Затем мы спрашиваем: что было на картинке? Сколько было, например, кукол, автомобилей и т. д.?

Помните, чтобы предлагаемые вами задания были для ребенка радостью, и возможность хорошо провести время с родителями.

Упражнения, которые совершенствуют развитие восприятия дошкольников, помогут не только забыть о скуке, но, прежде всего, хорошо провести время и углубить свои отношения с ребенком.

Удачи всем!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Этот блог уже читают 8756 человек. Читай и ты!

Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.