Психологические проблемы подростков
Освоение норм поведения, морали, ролевого репертуара все время сопровождается социальными конфликтами и внутренними переживаниями. Стремление подростка занять новое место в отношениях с людьми, стремление к самоутверждению и взрослости не всегда приобретает культурно адекватных форм выражения.
Эти обстоятельства, с одной стороны, порождают многочисленные сложности в жизни подростка, с другой — являются главным условием его личностного становления, важнейшим аспектом которого является выбор собственных ориентиров, целей и, наконец, содержания своей жизни.
Психологические проблемы подростков:
Эффективность коррекции трудностей общения этой возрастной группы во многом зависит от точности выявления факторов, которые провоцируют межличностные проблемы молодых людей, что предполагает знание психологом-консультантом спектра возможных коммуникативных затруднений и особенностей их проявлений в период юношества. Отметим основные из них.
Трудности общения в подростковом возрасте во многом обусловлены противоречивостью молодых людей, амбивалентностью их стремлений и желаний. Так, неустойчивость самооценки может выражаться в колебаниях между демонстрацией намеренной уверенности и проявлением застенчивости, что может влиять на динамику уровня амбиций.
Неточность моральных ориентиров часто проявляется в перепадах между альтруизмом и эгоизмом, тонкой чувствительностью в одних ситуациях и эмоциональной глухотой, что граничит с бездушием. Эмоциональная неустойчивость может провоцировать неожиданные изменения настроения, влиять на степень контактности. Резкий переход от выраженной потребности в общении к замкнутости — не редкость для подростка.
Становление индивидуальности постепенное и противоречивое. Эта дисгармония, незрелость личности подростка во многом влечет за собой проблемы в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Много межличностных проблем юношества является следствием недостаточного учета молодыми людьми социально-культурного контекста взаимоотношений. Иногда подросток, действуя по собственной логике, игнорирует смыслы и значения, закрепленные в культуре за теми или иными аспектами взаимодействия между людьми.
Таким поведением юноша или девушка ставит себя за пределы общепринятого понимания событий. Это происходит порой даже не через незнание норм поведения как таковых, а через неумение вычленить в реальной ситуации аспект отношений, оценить его, соотнести с культурной нормой.
На этом возрастном этапе подобные неточности и ошибки в восприятии и интерпретации различных аспектов межличностных ситуаций указывают на недостаточную сформированность понятийного мышления в сфере взаимоотношений. Также можно говорить о недостатке развития у молодых людей навыков оперирования значениями различных социальных ситуаций согласно с культурным контекстом.
Значительная проблематизация бывает у подростков, для которых характерны: слабая рефлексия различных аспектов межличностного взаимодействия — потребностей и ожиданий других людей, нюансов ролевых ситуаций, причинно-следственных взаимосвязей реакций своих и партнера. Взаимоотношения молодых людей часто нарушены через неумение выражать свои чувства без риска вызвать в окружение враждебные и другие защитные реакции.
Особенно осложненные отношения у ребят с явно выраженным эгоцентризмом, сниженной чувствительностью к просьбам и других проблем, а также у тех, кто предъявляет партнерам по общению завышенные требования, имеет нереалистичные ожидания, подвержен уязвимости, упрямству, агрессивности.
Присущая этому возраста спонтанность поведения нередко осложняет межличностную ситуацию подростков, проявляя во многих случаях недостаточную продуманность действий, а точнее — нежелание и неумение думать о последствиях своих поступков. Нарушенная функция прогноза нередко приводит к проблемам, на преодоление которых личностных резервов у молодых людей не хватает.
Сложности взаимоотношений нередко порождают у подростков переживания, связанные с ощущением отброшенности или недовольства реальным статусом в группе, недовольства собой, неуверенности, повышенной уязвимости. Пережитые трудности могут вызвать ощущение личной несостоятельности, снижение самооценки, провоцировать реакцию избегание проблемной ситуации. Подобная тенденция, в свою очередь, приводит к ограничению общения, препятствует обретению опыта и навыков взаимодействия.
Есть и другой вариант — подросток крайне активен, но часто его поведение неадекватное ситуации, что настраивает против него окружение, проблематизирует взаимоотношения. Сам подросток в таких ситуациях обычно уверен в своей правоте, удивлен неспособностью понять другими безобидность его намерений или их справедливость.
Недовольство взрослых или сверстников подобными формами проявления воспринимается и интерпретируется молодым человеком как недоброжелательность и предвзятость в отношении него. Ребята с таким восприятием готовы активно и жестко отстаивать себя в любой проблемной ситуации, при этом мучительно переживая не восприятие и отверженность.
Посмотрим очень серьезное видео — «Психологические проблемы воспитания детей и молодёжи»:
Психологические проблемы подростков Психологические проблемы подростков Психологические проблемы подростков
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Вам так же будет интересно:
- Добрый день! Ребенок и котенок в доме – такое часто бывает у нас, поэтому сегодня поговорим о том, как избежать ...
- Добрый день. Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. ...
- Добрый день. Верный друг для ребенка – собака. Действительно всем детям необходимо расти в окружении домашних животных, тем более, если ...
- Добрый день! Морские свинки и хомячки – кого лучше выбрать? Морские свинки и хомячки маленькие и шустрые, любопытные и игривые, ...